Юрий Нечипоренко
Мой отец - начальник связи
(продолжение)
6
Щуп
Разгуливаю я по связи, смотрю
нечестными глазами - что бы слямзить? Но в общем ничего я не краду. Скорее -
принимаю. Сделаю такой вид…Они и сами догадаются, что мне нужно.
И даже отказываюсь вначале. Но недолго. Им-то что: у них такого добра -
завались, а я утащу к себе да разберу как устроено, а потом для дела
приспособлю...
И связь меня тоже принимает. Ну, как сказать, когда я слышу этот шум трещоток -
он такой заманчивый и добрый, и кажется, что кто-то тут живет большой -
по-разному живет: то лампочками замигает, то засвистит, как сверчок...
Есть такой у папы щуп, что напряжение слышит: в наушниках ууууу гудит, когда к
проводу подносишь. С помощью него связисты обрыв под землей чувствуют: где
ууууу замолчит - там и обрыв. Под Новый год попался этот щуп мне в руки - и я
решил проводку пощупать. В стене гудит проводка электрического света, к
телефону подношу - он тонко так попискивает. Пошел я погулять вдоль стеллажей,
подвожу щуп к крабикам железным - и они заголосили все: те - жалобно и быстро,
другие - важно и протяжно: "занято", "не отвечает". Вдруг слышу - слово, другое
- заговорили на человечьем языке - во лафа! Говорят разными голосами - кому
бутылку под Новый год купить, кого встретить, поздравляют, радуются,
договариваются, желают здоровья - и женщины крабики, и дети среди них - ожили
все, как в сказке... И папа - начальник в этой связи - как волшебник главный.
И кого там только нет... Вот уборщица в тапках, белая, морщинистая - всегда
меня погладит, в улыбочке лицо рассыплет на части - ласковая. Потом оказалось,
что она ключ подобрала и потихоньку у папы из сейфа деньги таскала - он
зарплату туда положит, маме часть на пропитание выдаст, а потом глядь:
денежки-то тю-тю... Вот и чудеса.
А еще инженер был в связи. Странное слово - "инженер": на инжир похоже, такой
фрукт заморский пухленький. Его никто на работу брать не хотел - боялись
пробовать, что за инженер такой. А папе-то что - будь ты хоть из Перу, только
человек хороший... Но не получился хорошим - окреп, закруглился, брюшко
отрастил - захотелось ему в начальники выйти - и стал он на папу пописывать. И
пошли помехи в связи, и пробои - посыпались комиссии, заседания, горкомы, бесы
разные, будто листья в ноябре... Но это было потом, а сейчас папа - начальник
связи, волшебник в силах, и мы летим на трехколесном мотоцикле, я обнимаю
ногами бензобак...
7
Ворона Галка
Папой можно только гордиться. Это чувствовали все. Даже ворона, которую мы
подобрали на улице. Или это была галка? Так мы ее звали: "Галка". Она никого не
уважала, кроме папы. Могла клюнуть, если неудачно ее возьмешь или задразнишь -
была очень чувствительной вороной и в вопросах чести очень разбиралась. И что
кому дозволено. Но все-таки она не так заносилась, чтобы ставить себя главнее
папы.
Когда мы собирались вместе, Галка садилась у папы на плече и при этом если
каркала - то деликатно, в сторону. И в разговоре участвовала: все время
переводила клюв с одного на другого - и если кто-то говорил стоящее,
присоединялась - каррр - негромко так, но внятно сообщала, как визирь, свое
веское мнение папе на ухо - каррр...
Потом подросла, окрепла - и улетела. Мы долго вспоминали о ней, узнавали ее во
всякой птице, что подлетала к нашему окну. И рассказывали: опять ночью кто-то
прилетал и клювом в окно стучался - да, все слышали, кто-то стучался. Конечно,
это она - кто же еще может быть? Надо обязательно на ночь окна оставлять
открытыми...
Она была очень молодая, эта ворона, - у нее клюв был с желтой каемкой. Мы ее
так и дразнили, чтобы она не зазнавалась: "желторотик"! Но когда она улетела,
было очень жалко... И тревожно за нашу ворону - как-то она приживется в птичьей
стае, да заведет ли себе семью - или как там у них, ворон, это делается?
8
Рассказы
Мы сидим, собравшись в кучу, и свет настольной лампы... папа рассказывает про
свое детство. Мы выпрашиваем:
- Па, а про удава расскажи, ну про удава...
- Какого удава?
- Ну, того, что в деревне всех перепугал, - ты говорил - змея большая!
- А, правда, видел я такого змея...
И папа рассказывает про огромного змея, что из реки вылезал и катался по
деревне колесом, и про то, как у них в хате жил уж, охочий до молока, - он все
норовил в миску голову сунуть, приходилось его по носу ложкой охаживать - и про
то, как на сеновале сестра спала с гадюкой: та забралась к ней под сорочку - но
не укусила, и про то, как в деревне колдовали, и что если срастаются на огороде
несколько колосьев вместе - жди беды, и про черный глаз... Мы слушаем - и
верим, верим - нет, папка наш не обманет никогда...
Но конечно, теперь ту речку чистейшую загадили химкомбинатом - и никакая тварь
там не живет. И так, как раньше в церкви пели, - уж не поют, и так богато, как
жили, уж не живут односельчане...
Папа рассказывает про войну. И все его истории мы выучили наизусть - а все
равно клянчим:
- Ну па, ну расскажи, па!
- Да я уже вам рассказывал...
- А мы забыли. Кто к кому на фронте ходил - ты к брату или он к тебе?
Папа раззадорился:
- Конечно, я к нему - и два раза!
- О, па, ну расскажи - а как первый раз? А потом - твой брат, он что - на
француженке женился?
- Да нет, не женился: привез домой - а мать не разрешила...
- Во-о - па, ну расскажи, ну па-а!
Мы вокруг папы, и свет настольной лампы, и Галка на плече, и папа начинает:
- Мы тогда стояли в Польше...
Выслушиваем знакомый рассказ и ревниво оберегаем от искажений:
- Ты ж говорил, что брат был на передовой!
- А, хитрые, запомнили - а говорите, что забыли,- так нас папа проверяет.
А потом мы начинаем на него нападать - хочется посмаковать любимые места:
- А француженка, которую брат привез, была красивой? А как они говорили -
по-французски?
- Па, а как ты парашютиста ловил?
- А правда, па, тебя антибиотики спасли?
- Да, когда меня привезли в госпиталь - командир части сказал врачам: вот вам
бочка спирта, только чтобы вылечили нашего радиста! Они и дали мне сульфидина.
Он на вес золота был тогда, и мне бы без него - каюк...
9
Рана в небе
Я раньше играл в войну, придумывал - мол, мы и они, и как мы им вставим. А кто
они? Ну, враги - беляки там, американцы... А однажды вышел из папиной связи на
порог - и увидел, как солнце в красное садится: будто в небе рана, а облака -
как вата кровавая - и так мне стало страшно... Я почувствовал - нет, не хочу,
чтобы кого-то убивали, и сам никого не хочу убивать, все это - понарошку, а
по-настоящему - не хочу, не хочу... Страшно не только за себя - за папу и за
сестер своих - никому не надо погибать...
Я раньше все папу подзуживал - ну па, ты хоть одного немца убил? А он мне
отвечал - нет, не убивал, стрелял только из винтовки куда-то, а так Бог миловал
- никого не убивал.
Мне тогда казалось, что тут папа слабину дал - как же так: всю войну прошел - а
никого не убил. А сейчас я обрадовался - конечно, если на тебя лезут, надо
защищаться - но все-таки лучше живую душу не трогать, люди все разные, и никого
нельзя от жизни отрывать...
Папа воевал в авиаполку - радиостанцией командовал, чинил ее, чтобы можно было
с самолетами связь держать... У него есть медали - "За отвагу", стальная, "За
боевые заслуги", бронзовая, и еще - "За оборону", "За взятие", "За
восстановление"... Есть еще серебро - монета большая немецкая. Там кайзер
выдавлен, немец главный: папа от него отщипывает кусочки и использует для
припоя. Серебро - очень полезное: от него бактерии дохнут, и оно электричество
проводит хорошо. Его используют для связи. На реле контакты из серебра: по ним
ток бежит и радуется - приятно ему в серебре да в золоте жить - ток, он такой,
у него губа не дура!
10
Бандюга
Папа провел сигнализацию из летней кухни к нам в дом: а то каждый год к нам в
кухню кто-нибудь лазит. Там и нет-то ничего - только печь да погреб, в который
мы на зиму картошку складываем, да банки с компотами и вареньем храним. Но они
все равно лазят - уж не знаю почему: может, надеются, что раз в нашем доме
начальники живут, то кухни жирные - сервизы там или запасы вин необыкновенные.
Я думаю, кто один раз к нам слазит - уже больше его не заманишь: не будет же он
трехлитровую банку с яблоками тащить. Но всегда находится новый человек,
который у нас в кухне еще не побывал. И ему интересно слазить. А папе интересно
его поймать: надоело все время окна новые вставлять и решетками украшать... Вот
папа и провел такую связь в кухню и поставил реле - чтоб если окно или дверь
отворили, то у нас дома сигнал сработал: как у рыбака на удочке - клюет!
Раз случилась история: сработала среди ночи папина сигнализация. Схватил он
ружье, позвал соседей - и к кухне. Подходит тихонько: а там мужик внутри
возится. Высветил его папа фонариком:
- Руки вверх!
А мужик посмотрел на папу и говорит:
- Ты же в меня стрелять не будешь, браток...
И как дернет ружье за ствол на себя! А у папы палец на спусковом крючке - и
двустволка как бахнет! Он хитрый, бандюга - в сторону ствол направил и под
мышкой у себя ружье разрядил. Тут они вроде на равных с папой оказались. Однако
у мужика ножик был...
Крики во дворе раздались - соседи проснулись. Стало ясно, кому тикать - как
прыгнет мужик мимо папы в дверь - и ходу! По двору бежит - а у нас ворота
далеко - и мимо подъезда проскочить надо, а оттуда соседи - мужички крепенькие
высыпают...
Тут я должен признаться, что историй таких было несколько - и кого-то поймали:
мой крестный Федор Петрович с кочергой выбежал - и в ноги бандюге ее вставил.
Тот навернулся - повязали его. Но тот, который папе ружье разрядил, - сбежал.
Потом в милиции сказали, что он рецидивист опасный, его папе на фотографии
показывали.
11
Памятник
Стоял в скверике у нас памятник - белая фигура из мела. А потом вдруг пропал -
только тарелка из-под него осталась в земле. Дело было так: вызывают папу в
трест и говорят, что едет комиссия серьезная из области или из Украины, а
может, из Москвы. А кто-то догадался, что Ворошилов в нашем сквере уж очень
подозрительно на Сталина похож. Я никогда не вглядывался: ну, френч помню - а
может, они все друг на друга похожи? Или скульптор, который лицо из мела точил,
был специалист по Сталину, а тут вдруг Ворошилов - ну и получилась накладочка:
вроде как брата сталинского выточил. Комиссии же это ни к чему знать - это наше
дело, на кого он похож,- он же у нас стоит, а не у них. Однако комиссия
настырная, и перед тем как пить с дядьками из треста, она может и в это влезть.
На нем не написано, что он Ворошилов, а в жизни его никто не видел... И люди
меняются с годами и даже на фотографии бывают непохожими на себя, а в
скульптуре и подавно. Поэтому мысль пришла: чтоб не занимать голову комиссии
лишними делами, лучше этого брата убрать. Мы его поставили - мы его и снимем,
сейчас уже не модно мелованных людей среди деревьев расставлять. Однако как
убрать? Тут вспомнили о папе: он специалист на все руки, мастер.
В общем, папа собрал своих связистов и говорит:
- Только ж вы никому, ребята... Будем Ворошилова снимать.
Подождали, пока народ угомонится на улице, обмотали его, бедного, стальными
проводами - и давай тянуть... А он не гнется - потому что крепкий - этот
скульптор мел крутого замеса взял - на века!
- Пошел!
Вначале голова, а потом и весь накренился.
Вот это уж и совсем неприлично - потому что если памятник стоит, то он стоит, и
никто его не замечает. Если же его нет, то нет - и тоже никто не замечает, -
ну, поговорят - мол, нет, - и забудут. А если вроде и стоит и не стоит - то это
не памятник, а, наоборот, глумление... Неудобно.
Надо спешить, потому что глумление никто не должен видеть и даже тот, кто его
делает, - это действует вредно.
А памятник возьми да и окажись с арматурой - то есть он только сверху белый из
мела, а внутри железный - одна голова подкачала.
Тянут стальными проводами - памятник крошится, а не уступает - будто Геракл
связку связистов, дюжих парней, выдерживает.
Ночью белая фигура видна издалека, и что ей плохо делают, тоже очень заметно.
Комиссия может получить нежелательные сведения.
Тут папа догадался, что делать:
- Руби ему, ребята, ноги!
Ножовкой по металлу их перепилили, связисты - они народ запасливый, у них все
есть. Раскрошили, конечно, снизу - получился уже скорее бюст. Его тихонько
сняли.
- Куда девать?
- Копай, ребята, яму!
Тут же в кустах сирени отрыли могилу - и памятник похоронили.
Рисовал Голя Монголин
[начало] [в пампасы] [окончание]
|