Елена Генриховна Гуро
(1877 - 1913)
А тёплыми словами потому касаюсь жизни, что как же иначе касаться раненого?
Мне кажется, всем существам так холодно, так холодно…
Елена Гуро (из книги "Небесные верблюжата", 1914 г.)
Художник, поэт, прозаик, драматург Елена Генриховна Гуро родилась в Санкт-Петербурге 30
(по старому стилю 18) мая 1877 года в семье военного. Детство провела в родительском имении Починок (у станции Новоселье
Псковской губернии); там же в восьмилетнем возрасте начала рисовать, а чуть позже - писать стихи и вести дневник.
Училась в Рисовальной школе при Императорском обществе поощрения художников в Петербурге (1890-1893); в студии
Я. Ф. Ционглинского (1903-1905), где познакомилась со своим будущим мужем, музыкантом, живописцем, впоследствии
теоретиком искусства, М. В. Матюшиным; в частной школе Е. Н. Званцевой (1906-1907) под руководством М. В. Добужинского
и Л. С. Бакста.
В 1905 г. состоялся дебют Гуро как художника (иллюстрации к "Бабушкиным сказкам" Жорж Санд); к этому же году относится
и первое выступление в печати (рассказ "Ранняя весна" в "Сборнике молодых писателей").
В 1909 г. Гуро и Матюшин на свои средства основали в Петербурге издательство "Журавль". С конца того же года на их
квартире стал собираться кружок молодых художников, оформившийся в общество "Союз молодёжи" (П. Филонов, М. Ларионов,
К. Малевич, О. Розанова, В. Татлин и др.), одну из основных новаторских группировок русского авангарда; в 1913 г.
в этот союз полностью влилось творческое объединение поэтов-кубофутуристов "Гилея" (В. Хлебников, В. Каменский,
А. Кручёных, братья Н. и Д. Бурлюки, В. Маяковский, Б. Лившиц, Е. Гуро). С этого времени начинается сотрудничество Гуро
с футуристами. Она принимает участие в выставках "Импрессионисты" (СПб., 1909), "Треугольник" (СПб., 1910),
"Союз молодёжи" (СПб., 1913 и 1914 - посмертная); литературных сборниках "Садок Судей-1" (1910), "Садок Судей-2" (1913),
в сборнике "Союза молодёжи" (выпуск третий, март 1913); работает как иллюстратор и график.
Первая книга Гуро "Шарманка", оформленная автором и включавшая поэзию, прозу и пьесу "Нищий арлекин", вышла в 1909 г.
и обратила на себя внимание поэтов-символистов А. Блока и Вяч. Иванова.
Следующая книга, "Осенний сон" (1912), была посвящена памяти мифического литературного сына Елены Гуро - В. Нотенберга;
Гуро выступила в ней под псевдонимом романтической поэтессы Элеоноры фон Нотенберг. Стихи, прозаические миниатюры, пьеса
сопровождались иллюстрациями автора и нотами симфонической сюиты М. Матюшина.
Незадолго до смерти Гуро начала работу над книгой "Бедный рыцарь", которая так и не была издана.
Умерла 6 мая (23 апреля) 1913 г. в Петербурге. Похоронена в Уусикиркко (Финляндия, ныне пос. Поляны Выборгского р-на,
близ станции Каннельярви).
После смерти Гуро вышел сборник "Трое" (1913), изданный В. Хлебниковым и А. Кручёных и посвящённый её памяти.
В 1914 г. была выпущена самая значительная книга Гуро "Небесные верблюжата"; в 1919 г. в Петербурге прошла её
персональная выставка, устроенная Матюшиным.
"Она чувствует себя матерью всех вещей, всех живых существ: и куклы, и Дон-Кихота, и кота.
Все её дети изранены, и она тянет к ним свою смелую душу" (Вадим Шершеневич. Поэтессы.1914 г.).
"Душа её была слишком нежна, чтобы ломать, слишком велика и благостна, чтобы враждовать даже с прошлым, и так
прозрачна, что с лёгкостью проходила через самые уплотнённые явления мира, самые грубые наросты установленного со
своей тихой свечечкой большого грядущего света… Вся она, как личность, как художник, как писатель, со своими особыми
потусторонними путями и в жизни и в искусстве - необычайное, почти непонятное в условиях современности, явление. Вся она,
может быть, знак.
Знак, что приблизилось время" (из предисловия М. Матюшина к сборнику "Трое"; СПб., 1913 г.).
Сайт, посвящённый творчеству Елены Гуро:
http://elenaguro.narod.ru/index.html
Читайте в "Пампасах":
[в пампасы]
|