Людмила Уланова
Из рассказов девочки Лёльки
Про золотые медали
- Ужас, - говорит бабушка. - Просто ужас. Ну что это? Что это? Что?
При каждом "что" бабушкин палец стучит по тетрадке. А мне кажется, что по моей голове.
- Что это?!
Тук.
- Что?!
Тук.
- Буква "П". Большая, - тихо, но уверенно отвечаю я.
Я, конечно, не всегда бываю уверена в своих буквах. Если я что-то пытаюсь изобразить по-письменному, я часто потом сама не
могу понять, что же такое накорябала. Но тут-то я целую страницу заглавной буквой "П" исписала, неужели я её не узнаю?
- "П"? - начинает медленно закипать бабушка. - Вот эта буква, по-твоему, - "П"? А почему с неё шляпа свалилась, как со старого
трухлявого гриба?
Сразу видно, что бабушка Дина никогда в лесу не бывает. Вовсе со старых грибов шляпки не сваливаются.
- А эта? - продолжает бабушка. - Она вприсядку пляшет? А вон та? Кланяется? Кому? И почему у них у всех - у всех! - одна нога
в три раза короче другой? Боже, что за почерк! Твоя мама окончила школу с золотой медалью. Папа тоже. А ты? Ты уронишь честь
семьи!
Я представляю скучную пыльную дорогу, по которой я медленно тащусь в школу. В руке у меня целый пучок ленточек, на которых
болтаются большие золотые медали. На каждой написано "Честь семьи". Я иду и одну за другой роняю их в густую мягкую пыль. Они
лежат там, грустно поблёскивая, а я плетусь дальше. Ну что я могу сделать, если буквы у меня такие уродские получаются?
Большая письменная "Т" похожа на сломанную табуретку, "Ж" - на взбесившегося жука, а "Ш" - на старый покосившийся забор.
Вечером, когда мы все вместе сидим в комнате за столом и пьём чай после ужина, я спрашиваю:
- Пап, а за что тебе золотую медаль дали?
- Медаль? Какую медаль? А-а-а! Ну-у… Ты разве не знаешь? Золотые медали дают чемпионам. Я занял первое место в чемпионате мира
по учёбе!
- Пф-ф! - возмущённо пфыкает бабушка и уходит на кухню мыть посуду, "чтобы не слушать эти глупости".
- Мам, а ты? Ты, наверное, очень хорошо училась?
- А я… а я… - Мама косится в сторону кухни. - А я вообще в школу почти не ходила!
- Как это?
- А вот так. Пришла я в первый класс. Взяла с собой котёнка Ластика.
- Котёнка-то зачем?
- Как зачем? Я к тому времени уже и книг прочла целую кучу, и задачи решала, и писала нормально. А Ластик ничего не умел,
даже почти не разговаривал. Так кому из нас школа была нужнее? Ну и вот. Прихожу, а мне учительница Юлия Сергеевна говорит:
"С кошками в школу нельзя". Представляете?!
- Представляем, представляем, - кивает папа.
- Я ответила: "Ну тогда мы с Ластиком дома учиться будем". И ушла. Юлия Сергеевна через несколько дней пришла к нам домой,
а я за это время уже все учебники выучила. Ответила я ей всё, она мне вывела пятёрки по всем предметам. А я так целый год в
школу и не ходила, я Ластика обучала. Так что к лету и он всю программу за первый класс усвоил. Поэтому во второй я уже
спокойно пошла без него. Прихожу - а там стены в ярко-розовый цвет покрасили! Представляете?!
- Представляем, представляем, - говорим мы с папой. Мы знаем, как мама не любит розовый цвет.
- Я сказала: "Извините, но я тут учиться не могу. У меня на розовый цвет аллергия, я от него кашляю, чихаю, и у меня уши
пупырышками покрываются". И убежала. Юлия Сергеевна пришла опять к нам домой через неделю, и я ей все учебники за второй класс
пересказала. А потом от нечего делать выучила наизусть собрания сочинений Льва Толстого, Достоевского и Гоголя. И ещё Диккенса
на английском языке. И подумала: хорошо бы в школе стены перекрасили, я бы тогда пришла и эти выученные книжки рассказала.
Вот бы все обрадовались! А тут как раз и лето кончилось, я пошла в третий класс. Смотрю - стены такого приятного
бледно-жёлтого цвета. И я решила остаться. Сообщила учительнице, что буду наизусть рассказывать классу Толстого и Диккенса,
а она может отдохнуть. Юлия Сергеевна на меня как-то странно посмотрела и сказала: "Иди, Нелечка, домой. А я к тебе приду
через неделю". Я пожала плечами и ушла.
- Наверное, ей просто нравились фирменные пирожки твоей мамы, поэтому она так охотно к тебе домой ходила, - комментирует папа
и берёт очередной бабушкин пирожок. Они действительно очень вкусные.
- Мам, а в четвёртом классе ты тоже не училась?
- А в четвёртом классе никто не учился! Мы через него перепрыгнули!
- Как это - перепрыгнули?
- А вот так! - Мама встаёт и перепрыгивает одну из полос на полу. Садится и объясняет: - Понимаешь, мы учились не одиннадцать
лет, как сейчас, а десять. Но при этом у нас была уже не десятилетка, как до нас, а одиннадцатилетка. Поэтому один класс мы
пропускали и из третьего переходили сразу в пятый. Ну и вот. Пришла я в пятый класс. А Юлии Сергеевны нет! Вместо неё целая
толпа учителей - по всем предметам разные! Представляете?
- Представляем, представляем, - улыбается папа.
- То один, то другой… Мелькают туда-сюда! А я же дома привыкла сидеть, там тихо, спокойно. У меня в глазах замельтешило,
голова закружилась! И я сбежала. А через неделю все учителя к нам домой заявились. Может, им Юлия Сергеевна посоветовала.
- И про пирожки шепнула, - подсказывает папа.
- Ну, я им всё ответила, они мне пятёрки за год вывели, пирожки съели и ушли.
- Так ты больше вообще, что ли, в школу не ходила?
- Наоборот! Я в шестом классе целых три дня училась. Я подумала, что много учителей - это не так уж страшно. Я же с ними дома
поближе познакомилась, они ничего так оказались, нормальные. В общем, пришла я в школу… и влюбилась.
- Так-так, - приподнимает брови папа.
- Ага. В Лёшку Пушкина. Три дня я все уроки на него смотрела. А на третий день после школы я увидела, как он жуками кидается.
- Как это - жуками?
- Ну вот так! Живыми жуками! Наловит их, а потом кидает об асфальт. Или в кого-нибудь. А ещё Пушкин. Эх… Ну и всё. И прошла
любовь.
Я представляю несчастных жуков, которые валяются на асфальте, растопырив лапы, как моя буква "Ж", и очень хорошо понимаю
маму.
- А в седьмом классе нас в первый же день повели на экскурсию в музей естественной истории. Там оказалось ужасно интересно.
Гораздо интереснее, чем в школе. И я решила там остаться. На весь год. Изучала там всяких животных, современных и ископаемых.
Ну и учебники там же в музее выучила - дней за пять. А мама мне туда пирожки носила. И когда учителя пришли пятёрки ставить,
я с ними пирожками поделилась.
- Прямо в музей пришли?
- Ну да. Но в восьмом классе я опять в школу отправилась, как положено! И тут в меня Толик Тимофеев влюбился. Это был
настоящий кошмар. Он все переменки ходил за мной и нудил: "Нелька, а хочешь, я директора за нос укушу? А хочешь, я муху
проглочу? А хочешь, я кому-нибудь в лоб дам?" И на уроках покоя не было. Он мне всё время записки передавал: "Хочешь, я в
лампочку выстрелю?", "Хочешь, я географичкину сумку спрячу?", "Хочешь, я в столовке всю посуду перебью?" А потом на перемене
опять начинается: "Хочешь, я Пушкину кисель на башку вылью?", "Хочешь, я на парте твой портрет нацарапаю?" И когда он спросил:
"Нелька, хочешь, я в окно выпрыгну?", я не выдержала и сказала: "Нет уж, лучше я сама выпрыгну!" И выпрыгнула.
- Ой!
- Да это на первом этаже было. Я выпрыгнула и домой пошла. Ну и не вернулась уже. А дальше всё как обычно было.
- И в девятом тоже?
- Нет, девятый класс я проспала.
- Проспала первое сентября?
- Да нет, весь год почти. Так мне вставать лень было! Зато в конце года проснулась бодрая такая! И побежала в школу сдавать
экзамены.
- И, конечно, их все на пятёрки сдала, - уточняет папа.
- Само собой! Да они ерундовые были. Зато в десятом классе мне тяжелее всего пришлось. Меня посадили с Валькой Балабиной,
а она на уроках беспрерывно ела - пончики там всякие, кексы и даже бутерброды с колбасой. И так это всё пахло, что я от запаха
начала толстеть. За три урока поправилась на сорок восемь килограммов, и меня срочно отправили домой: побоялись, что после
четвёртого урока уже не смогут меня в дверь выпихнуть. По дороге из школы я стремительно худела и под конец стала такая
лёгкая, что последние метры уже не шла, а летела. И дома ещё несколько дней под потолком болталась, и мама мне туда пирожки
подавала - откармливала меня. Ну и учебники я, как обычно, почитала, прямо под потолком, а когда спустилась, учителя пришли,
и я им всё ответила.
- Так-так, - ухмыляется папа, - а что же было в одиннадцатом классе? Наверное, что-нибудь совсем выдающееся.
- Нет, в одиннадцатом мне родители сказали: "Знаешь что, доченька? Походи-ка ты в школу. Всё-таки выпускной класс". Ну, я и
пошла. Села подальше от Вальки, Толика и Лёшки. И ходила целый год. Учителя так поразились, что дали мне медаль. За героизм.
И тут вдруг раздаётся какое-то клокотание.
- Да как ты… да как ты… да это… да ты… да как… да как ты могла выдумать такое! Прекрати немедленно! И это моя дочь! Такое
сочиняет! Лёля, не слушай её! Она вообще школу не пропускала, всегда была примерной ученицей!
Это бабушка, оказывается, стоит в дверном проёме и уже давно мамин рассказ слушает. И прямо задыхается от возмущения.
А мама смеётся:
- Всегда была примерной, говоришь? А забыла, как я тебе в третьем классе на новогоднем празднике при всех родителях язык
показала? И ты сказала, что чуть со стыда не сгорела. А как в пятом классе мне каждый день в дневник замечания писали, за то,
что я на уроках болтала и с учителями спорила, не помнишь?
- Да что же ты такое говоришь?! При ребёнке! Это же непедагогично! Ты же… ты же… ты роняешь честь семьи!
И я подумала: если мама роняет честь семьи, значит, ничего страшного в этом нет. Значит, и мне можно. Немножко.
Художник Татьяна Костоусова
[в пампасы]
|