Художник и поэт Леонид Тишков родился в семье учителей на Среднем Урале. В Москве
живет с 1971 года, учился в 1-ом Московском медицинском институте - и начал рисовать карикатуры. В 1977 году
получил диплом врача и Гран-При в Скопле (Югославия) на международном конкурсе карикатур. Известен своими
иллюстрациями к сочинениям Козьмы Пруткова, Карела Чапека, Ильфа и Петрова, Льюиса Кэрролла. За иллюстрации к
роману Замятина "Мы" получил Гран-При на международной выставке книг в Лейпциге. В 1989 году создал
издательство "Даблус", где издает малым тиражом рисованные книги. В США издана его пьеса "Даблоиды". Тишков
создал своеобычный новый стиль в рисовании и считается основоположником новой школы "авангардной" карикатуры и
рисованной книги. В настоящее время много работает в области видео, создает масштабные инсталляции из различных
объектов, курирует выставки современного искусства.
Прозаик и критик Юрий Нечипоренко - автор
нескольких десятков рассказов и статей, опубликованных в центральных изданиях. Статьи о художниках печатались в
"Собеседнике", "Смене", "Студенческом меридиане, "Трамвае", альманахе "Кукареку" и журналах "Новая юность",
"Амадей", "Москва", "Табурет".
- Леонид, в картинах, карикатурах и пьесах ты создал свой особый мир, который населяют диковинные персонажи -
Даблоиды, Чурки и Стомаки. Почему ты не можешь рисовать, как нормальный художник, а выдумываешь какие-то
странности?
- Искусство - оно все выдуманное. И чем страннее, удивительнее выдумка - тем лучше.
- Но можно же открывать душу этому миру, рисовать, например, пейзаж. А ты открываешь душу каким-то
странностям.
- Душу невозможно взять вдруг и открыть каким-то простым способом. Потому что к ней очень сложный путь
движения. Всегда он опосредован. И Стомак или Чурка - это как раз такой опосредованный путь.
- Ты такой стыдливый художник, ты все норовишь обиняком сказать, напрямую не можешь. Твои создания - это
инструменты, с помощью которых ты выражаешь душу?
- Да, может быть обыкновенный инструмент в виде барабана, а может быть сложный в виде стострунного ситара.
Замысловатый получается звук, но это не означает, что не искренний. Мой мир придуманный - но очень искренний.
В нем я могу быть обнаженным абсолютно, здесь могут быть обнаженные чувства, и я могу сказать любые слова.
А работая в жанре натюрморта или пейзажа, мы не можем до конца выразить то, что у нас есть внутри.
- Ты хочешь бесстыдно рассказать как можно больше о себе и одновременно ты этого побаиваешься. Ты придумываешь
специальные инструменты, рычаги, чтобы свою душу выворачивать какими-то клочками, кусочками?
- Да, это напоминает длинные ланцеты и щипцы. Был такой хирург Юдин - с очень длинными пальцами: он придумывал
длинные инструменты, чтобы проводить операции в глубине пищевода или кишки, куда никто не мог залезть обычными
методами. Мои инструменты позволяют проникнуть в какие-то тайники души, тайники переживаний.
- Твоя задача - выпотрошить тайники своей души и остаться еще к тому же загадочным для непосвященных?
- Да, остаться при сознании современного человека - с юмором, самоиронией. Я показываю разные этажи моей души -
например, Даблоиды несколько философичны. Они - слепок наших заблуждений, комплексов и установок. Большинство
нашей социальной жизни - Даблоиды. Это модели, перед которыми мы беззащитны.
- Ты приписываешь своим существам шлейф значений, находишь абстрактному понятию пластическое воплощение?
- Даблоид являет собой ногу с головой - это иероглиф Дао, то есть Путь. Если по-китайски прочитать Дао, то это
будет голова и нога - Путь. А вот Стомак - это слизистая человека, это непосредственные физиологические
ощущения.
- Свою физиологию ты превращаешь в объект искусства?
- Этим занимались многие философы древности. Они представляли, что душа лежит в печени. А как влияет на
ощущения разлитие желчи? Это очень важно - здоров человек или нет. Раньше считалось, что физиология - это
личные трудности человека. Художники этим не занимались. Они думали о чем-то возвышенном. Например, у Бунина
часто разливалась желчь. И он не мог работать. То, что для Бунина было неприятностью и болью, ты превращаешь в
тему своего искусства. Считалось, что надо сдерживать свое нездоровье, а заниматься идеальным и прекрасным:
жизнью духа, не жизнью печени.
- Ты чувствуешь непреодолимую тягу к почве, к земле своей?
- Родина - это место, откуда ты из вечности вышел и куда уходишь в вечность. И это тебя призывает: там был
вход, дверь, и поэтому многие хотят быть похороненными на родине. Это момент правды - человек хочет, чтобы его
прах лежал там. Там - его отрезанная пуповина. Вначале ты уезжаешь, как в сказке, - герой должен найти невесту,
победить врага и жениться, он должен ее взять из другого места, это связано с тем, чтобы не пересеклись
межродовые связи, не было инцеста. Это должно совершиться для каждого человека, чтобы он вырос, превратился в
героя.
- Ты находишься посредине сказки и начинаешь чувствовать тяготение к счастливому концу?
- Мы должны слушаться эту сказку. Потому что если мы хотим каких-то открытий, счастья, познания, мы должны не
противиться этому сюжету, мы должны отдаваться его течению.
- Не может ли оказаться так, что орудия, которые ты изобрел для самопознания и копания в своей душе, интересны
только узкому кругу лиц, специалистов, вождем которых ты являешься?
- Дети играют сообща, им интересно. Художник продолжает эту игру, он играет с Богом - но увлекает за собой и
других людей. И никакой я не вождь - скорее, застрельщик. Как в детстве один говорит - пошли лазить по рябине -
и все бегут за ним.
- Ты приглашаешь людей в игру, чтобы они сменили скучные свои занятия и присоединились к тебе. Но ты-то сам в
эту игру уже играешь двадцать лет. Ты сам уже не можешь выйти из этой игры. Ты уже несвободен сам? Ты уже не
художник - а исполнитель?
- Мы должны заниматься игрой, которая приносит новые удовольствия. Когда человек ходит на службу двадцать лет,
он тоже играет. Но ему может быть скучна его игра.
- А ты предлагаешь новую игру?
- Почему предлагаю? Я просто говорю: смотрите, вот как можно играть. И я надеюсь, что люди поймут абсурдность
своих серьезных обязанностей - ходить на работу, быть отцом и матерью. Если мы уйдем из игры, то станет
странно - а зачем это все?
Играть надо с легкостью...