Татьяна Стамова
Вплоть до Рембрандта
Бреховка
Белые и красные стрелки опять разбежались по дворам и переулкам. Топот ног, выглядыванье из-за углов.
Весь мир - картинка-загадка...
- А чо это вы? А мы так не договаривались!
- Как?
- А вот так! Видели ваши рожи у Серого на четвёртом этаже.
- Не... всё, я пошёл! - смачный плевок в сторону. Это Вовка-толстый.
Не договаривались прятаться в подъездах. Но соблазн был велик, и время от времени кто-нибудь да и прятался. А там можно было
завернуть к кому-нибудь домой и, ухмыляясь, смотреть из окна, как "казаки" очертя голову бегают по окрестным дворам.
Но вот манёвр раскрыт. Все мрачно расходятся.
Остались четверо: Тим, Женька, Юрка и Юлик Хонта (ну да, Хонта - отец у него не то грек, не то испанец).
- Айда на бреховку! - присвистнул Тим. Сестра ничего не сказала, потому что всегда была с ним, куда бы его ни повело. Юрка и Юлик
не возражали: время было ещё детское и расходиться никому не хотелось.
Они по очереди протиснулись между двух слегка отогнутых прутьев ограды, отделявшей двор от задворков, и побежали к гаражам.
"Бреховка!" - при этом слове сердце начинало биться быстрей и жизнь наполнялась смыслом.
Бреховка находилась в тупике, и мало кто знал о её существовании. Юлик, например, не знал. Он вообще не принадлежал к их
компании. Так, иногда появится и исчезнет. За гаражами была глухая серая стена с небольшой пристройкой - метра три высотой.
Возле самой стены к нижней части наклонной жестяной крыши приставлена широкая доска.
Юрка легко, по-обезьяньи взбирается по доске и, взбежав по гремящей жести, садится, пижонски скрестив длинные ноги. За ним
вскарабкивается Женька. За ней тенью взлетает Тим. Теперь - очередь Юлика.
"Не полезет, - подумала Женька. - Так просто увязался, из любопытства".
Юлик был похож на какого-то дурацкого принца. Долговязый, неуклюжий, с невероятно крупными и светлыми кудрями; глаза большие,
голубые, и в них детское, недоумённое выражение, как будто он никак не может понять, куда попал.
Пока они оглядывают сверху окрестности - нет ли поблизости разъярённых гаражников, он начинает восхождение: встал на доску боком
и, держась одной рукой за стену, продвигается вверх медленными приставными шагами. Потом приседает и, вцепившись в доску, почти
ползёт на четвереньках. В глазах чуть ли не отчаянье - будто под ним бездонная пропасть.
Колян фыркнул. У Женьки мелькнула мысль протянуть руку, но она удержалась и правильно сделала: вот он уже на крыше.
Хорошо, что Юрка этого не видел, а то бы уж высказался, как он умеет.
Прямо напротив пристройки, метрах в полутора от неё, стоял молодой тополь с горизонтальной веткой - что твой тренер с поднятой
рукой. Нужно было, хорошо рассчитав, прыгнуть и повиснуть на этой ветке, как на турнике, а потом на руках добраться до ствола и
спуститься по нему вниз. Плёвое дело! - отсюда и "бреховка" - Юркино, кажется, выражение.
- Эй, - окликнул Юлика Тим. - Смотри, мотай на ус. Ща тоже прыгнешь.
Юрка уже стоял на краю. Он согнул ноги, попружинил немного на месте и прыгнул. Покачался на двух руках, потом отпустил одну и
сунул палец в рот, изображая обезьяну. Это была его "коронка". Через несколько секунд он уже съезжал по стволу и небрежно,
напоказ отряхивал с себя пыль.
- Ну чего, прыгай? - галантно предложил Юлику Тим. Тот стоял, виновато склонив голову, и не сделал ни шагу.
- Ладно, тогда учись. - Тим деловито подошёл к краю, исподлобья зыркнул на ветку и прыгнул. На бреховку они с Женькой наведывались
часто, и у него всё уже было рассчитано и выверено.
Прыжок как прыжок, безо всяких Юркиных выкрутасов.
- Женька, давай!
Женька краем глаза покосилась на Юлика и стала возле края. Тополиные почки уже начинали распускаться и пахли изо всех сил. Ещё пахло
весенней землёй, небом и жареной картошкой, которую кто-то готовил на ужин. Женька вдохнула в себя всё это и прыгнула. Сердце как
всегда сладко ёкнуло - есть! Повисев пару секунд, чтобы перевести дыхание и собраться с силами, она пошла на перехватах к стволу.
Ещё недавно всё это давалось ей с натугой, а теперь она гордилась своей лёгкостью.
Тим с Юркой стояли в стороне и о чём-то болтали.
- Давай! - отряхнувшись, крикнула Женька. - Знаешь, здорово!
"Принц" стоял и смотрел куда-то в сторону. Как будто их тут и не было.
- Ждать мы его будем, что ль? - буркнул Юрка. - Спрыгнет, не маленький. Пошли.
И они пошли. Были уже сумерки.
Тим небрежно обернулся - стоит тупица! Женька до гаражей обернулась два раза. Он так и стоял, глядя неизвестно куда. От гаражей
Юрка пошёл домой (он жил рядом в переулке), а они с Тимом во двор (их дом был во дворе).
Во дворе Оксанка играла в классики с какой-то своей школьной подружкой.
- Тим, я ещё поиграю немного, - сказала Женька.
- Давай! - он хлопнул тяжёлой парадной дверью и исчез.
Женька повернулась и рассеянно поплелась назад к бреховке. Она ещё от гаражей увидела - сидит. На краю, обхватив руками колени,
лицом к тополю. Словно дремлющая птица. Подойдя ближе, она заметила, что доска валяется на земле.
- Чего делаешь? - спросила она.
- Радуюсь жизни.
- Гм... И долго ещё будешь радоваться?
Он не ответил.
- А почему доска лежит?
Он замялся:
- Упала...
Она подошла к стене и, поднатужившись, поставила доску на прежнее место.
- Ну ладно, - сказала неуверенно. - В общем, как знаешь. Ну ладно, пока.
В ладони у неё сидела заноза. Она зашла за гараж и встала за углом. Место для наблюдения было хорошее.
Ждать пришлось недолго. Юлик поднялся, сутулясь подошёл к доске и с силой пнул её ногой. Доска поехала и с шумом грохнулась на
землю. Он повернулся и медленно подошёл к краю крыши. Женька как будто почувствовала его взгляд - тяжёлый, резкий, в нём больше не
было никакого недоумения. В следующий момент он прыгнул. С секунду продержался на одной руке и рухнул.
У неё внутри ёкнуло. Он лежал под деревом на боку, а она стояла за этим дурацким гаражом и не могла двинуться с места.
Потом он начал вставать. Встал на колено, покосился на ободранный локоть, приложил руку к щеке. Теперь он стоял к ней боком.
Посмотрел на крышу, потом на дерево. Вдруг по лицу его поехала улыбка. Она была ослепительна, словно только что родившийся
месяц. И Женька почувствовала, что тоже улыбается.
- Бреховщик… - пробормотала она и побежала домой.
Дома Тим посмотрел на неё подозрительно.
- Прыгнул?
- Прыгнул, - буркнула она.
- А зачем бегала?
- Так...
Брат хмыкнул и пошёл делать уроки.
Женька залезла на подоконник и посмотрела в окно. Земля была вся в красных тополиных серёжках, похожих на огромных гусениц. Она
открыла форточку, высунула голову и втянула в себя воздух. Пахло землёй, небом и бреховкой.
Вплоть до Рембрандта
Этот апрельский день был странным и непохожим на другие апрельские дни.
Началось всё ещё вчера. Когда мы с Марьянкой выходили из школы, она отвела меня за палаты семнадцатого века и сказала:
- Жень, у меня к тебе очень важное дело.
Я обрадовалась: у нас давно не было никаких важных дел.
- Понимаешь, - сказала она и посмотрела на меня очень серьёзно, - я хочу рисовать! Но не так, не дилетантски - по-настоящему.
В общем, ты должна мне помочь.
- Да при чём тут я? - сама я рисовала, но именно так, как все, не хуже и не лучше.
- Слушай дальше, не перебивай. - Марьянка любила во всём обстоятельность. - Ну так вот. Ты же знаешь, что никаких таких талантов
у меня не было и нет. Видела, как я рисую: точка, точка, запятая - вышла рожица кривая.
Я смотрела на асфальт.
- А теперь слушай сюда. - По её голосу я поняла, что сейчас она скажет самое главное. - Есть один человек, который реально может
мне помочь.
- Я его знаю? - я судорожно соображала, кто же это мог быть и какое я имею к этому человеку отношение.
- Нет, в том-то и дело, что ты его не знаешь.
Я поняла, что ничего уже не понимаю.
Оказалось, что в нашем городе есть гипнотизёр, который может пробудить в человеке скрытые творческие способности.
В том числе художественные. И развить их. Вплоть до Рембрандта! В общем, я должна была составить Марьянке компанию,
чтобы было не страшно.
- Слушай, это здорово! - сказала я. - Я тоже хочу. Только не до Рембрандта, а до Ван Гога.
Мы шли по весенней улице, не понимая, весна это или не весна, наш город или не наш, а может, и страна другая, или вообще другая
планета. Прошли мимо зоопарка, свернули в один из переулков и наконец попали в тот самый двор.
Во дворе стояло длинное одноэтажное строение, может быть, бывшая конюшня. Невзрачное такое строеньице, но это только добавляло
ему таинственности. На старой облупленной двери висела афиша:
РАСКРОЙТЕ СВОИ СПОСОБНОСТИ!
Буквы были большие, чёрные; внизу нарисована чёрная рука, держащая толстую акварельную кисть.
Мы переглянулись.
- Где наша не пропадала, - решительно сказала Марьянка - наверно, вспомнила о Рембрандте. Я тут же вспомнила о Ван Гоге, и мы
вошли.
В прихожей возле вешалки робко топтались нераскрытые дарованья, как юные, так и пожилые. Потом появился великий гипнотизёр и
велел всем занять места в зале - на стульях возле стеночки. Он был небольшого роста, с огромными залысинами и абсолютно чёрными
глазами. Одет во что-то тёмное. Сказал, чтобы мы расслабились, - это ещё не занятие, а только знакомство. Все разом выдохнули.
- Закрыли глаза, - начал гипнотизёр.
Мы закрыли.
- Веки тяжелеют, тяжелеют веки. Веки тяжёлые, тяжёлые, совсем тяжёлые.
Мои веки совсем не хотели тяжелеть. Вместо этого внутри меня проснулась глупая смешинка, которая, как кашель, объявлялась
в самый неподходящий момент.
- Руки перед собой, - рокотал немилосердный голос. - Сжали пальцы. Крепче. Ещё крепче.
Я изо всех сил сжала пальцы в кулаки.
- Кулаки тяжёлые. Гири чугунные. Чугунные гири.
Я представила себе, как мы тупо сидим на стульях, с тяжёлыми веками и чугунными кулаками, и почувствовала, что меня просто раздирает
смех. А когда меня разбирает смех, я слабею. Я стала изо всех сил бороться со своим лицом, чтобы оно меня не выдало.
- Ноги тяжелеют, тяжелеют ноги...
Что же делать, ведь я сейчас расхохочусь! И это наверняка поставит точку на всех Марьянкиных мечтах! Я была как Буратино на
представлении у Карабаса.
И вдруг...
- Открыли глаза - разжали пальцы - встали!
Он выпалил это скороговоркой, и слова прозвучали внезапно, как выстрел. Это было спасение: от неожиданности моя смешинка пропала.
Буратино вскочил - руки по швам, глаза широко открыты - мне не терпелось увидеть лицо великого гипнотизёра.
Чёрные глаза, напряжённо смотревшие прямо перед собой, скользнули по мне. Это был неприятный и неприязненный взгляд. В нём
чувствовалось раздражение и досада, как будто я была букашкой, залезшей на королевский стол.
И всё-таки я была довольна: предательский смех не смог прорвать плотину моего лица. Я посмотрела на Марьянку. Она сидела,
вытянув руки и словно спросонок приоткрыв глаза. Мы стали коситься на остальных. Они всё ещё были как неживые. Один взрослый
дядечка как ни в чём не бывало продолжал сидеть с чугунными кулаками. И глаза у него не открылись!
- На сегодня хватит, - небрежно бросил гипнотизёр. - Первое занятие... - он назвал дату и время.
Мы двинулись к вешалке.
- А вы, девушка, - процедил он, проходя мимо меня, - можете больше не приходить.
Не помню, как мы надели ветровки, что сказали друг другу, выйдя на улицу. Никакой таинственности больше не было. Был прозрачный
и прохладный весенний воздух. Я смотрела на распускающиеся листья и думала: "Как хорошо, что никто не может приказать этим
почкам закрыться, а корням стать чугунными". И ещё - что Ван Гог написал бы эти деревья, но не стал бы писать портрет
гипнотизёра, потому что тот не имел никакого отношения ни к весне, ни к деревьям.
А Марьянка, может быть, из солидарности, передумала раскрывать свои художественные способности - зачем миру ещё один
Рембрандт? - и осталась просто Марьянкой.
[в пампасы]
|