Светлана Павлютина
Переход Суворова через Альпы
Родители
Родилась я в Свердловске. Но уже в восьмимесячном возрасте очутилась на севере, в
Заполярье, в одной из инфекционных больниц сангородка. Целыми днями я была занята тем, что расплетала
сеточку-загородку на кровати, делала дырку и через неё уползала на волю. Санитарки отлавливали меня и снова
сажали в сети. Этим макраме я занималась год, пока меня не забрали из отделения раз и навсегда.
По новой квартире я расхаживала как солдат. Всё делала молча.
- Как она там? - спрашивала взволнованная мама. Она работала на коммутаторе и звонила, чтобы узнать, как
меня донесли папа с тётей.
- Ходит и молчит. Всё разглядывает.
Вечером пришли друзья моих новоиспечённых родителей.
- Девочку надо разговорить. С ней надо заниматься, - сказал молодой дядя Андрей.
Они все тогда были молодые и красивые: мама голубоглазая и белокурая, папа - красавец и на четыре года
моложе мамы. А я была маленькая, чёрненькая и нерусская.
- Лизка, где ж ты дочку-то взяла? - ехидно спросила старуха соседка.
- В Караганде! - парировала мама. И никто никогда больше ни о чём не спрашивал.
Город пионеров
В те годы была модной песня "Если вы не бывали в Свердловске, приглашаем вас в
гости, мы ждём!" Папа купил телевизор "Рекорд" и там часто передавали эту песню. Песню про Свердловск, где я
родилась. Но несмотря на голос родины, я туда никогда не рвалась. Жила в заполярном городе. Ходила в детский
сад. Одна воспитательница окунала меня в тарелку с супом. Я вытиралась платьем. Мама спрашивала: "Ну почему у
тебя платьице опять грязное?"
"Наш город построили комсомольцы", - говорили нам воспитатели. "Нет - пионеры", - говорил папа. Летом я
бегала по тундре, натыкалась на колючую проволоку и не знала, что топчу резвыми ножками тех самых
"пионеров", которые остались лежать в вечной мерзлоте.
Я
Мама причёсывала меня по утрам и завязывала розовый бант. Я сначала плакала. Мама
сердилась. Тогда я стиснула молочные зубки. Мама меня похвалила. Так я училась терпеть. Но розовый бант не
любила.
Девочки повязывали целлулоидному пупсу носовой платочек на лысину. Я громила их кукольные мирки. Любила из
снега делать пистолеты. Прыгать с сараев в сугробы. А когда приходила домой, долго колом стояла в
прихожей, оттаивала. Любила барахтаться в северных снегах, как в перинах, и глядеть в чёрное небо, по
которому проносилось северное сияние.
В детском саду кто-то из нашей группы напачкал в туалете. Нас всех собрали.
- У нянечки тяжёлый труд, у неё больные руки, - давила на жалость воспитательница.
Никто не сознавался.
- Давайте я помогу тёте Маше!
Схватила веник и совок - р-раз - и чужой огрех оказался в горшке.
- Ну так бы сразу и созналась, Светочка, - ласково журчала нянечка.
Мама весело возмущалась моей простотой и ещё много лет за любой беспорядок в квартире выговаривала: "Ты
только за чужими способна убирать!"
- Знаете что, - сказала заведующая моим родителям, - забирайте вашего ребёнка из детского учреждения. Мы с
ней не справляемся.
Но потом пришла умная воспитательница. Она усадила меня за книги. Отдала свои ножницы и карандаши. И клей.
Я занялась творчеством. Оказалось, что я умненькая и способная. И в школе проявила себя отличницей. В
первом классе. В первую четверть. А в третьей у меня уже была тройка по поведению.
Однажды поссорилась с подружкой. Она мне всё кричала: "Ты третий год в одном пальте ходишь!" Схватила палку
и за ней. Она от меня. Папа возвращался с работы:
- Галочка, а где Света?
- Пых-пых! - на бегу ответила подружка. И папа увидел меня с толстой палкой наперевес.
Галочкина мама называла меня хулиганкой. Галочке от меня часто доставалось. Но вот как-то мы всем классом
возвращались с экскурсии и Галочка споткнулась и упала. И все увидели розовые панталончики и засмеялись. А
Галочка заплакала. Я подбежала к ней, помогла подняться…
"Девятый вал"
В третьем классе я нарисовала карикатуру на драчуна Молчановского - с огромными
кулаками. После он подошёл и сунул мне эти кулаки под нос. Я поняла, что карикатура удалась и что я буду
художником.
В моей детской за платяным шкафом пылился холст без рамы. "Девятый вал", копия с Айвазовского. Я слыхала,
что картины пишут масляными красками. Взяла кусок сливочного масла и развезла его по обратной стороне
холста.Потом акварельными красками мазала по этому сливочному маслу свой портрет. Нос получился здорово.
Блестел как настоящий. Я ещё раз убедилась, что буду художником.
Позже мама вырезала ножом море, свернула в трубочку и сунула в помойное ведро.
Море и бабушка
Каждый год меня возили на юг. Купали, кормили, катали на качелях. Из моря я не
вылезала. Ныряла лет с пяти. Папа и мама прозвали меня Маугли. Я качалась на высоких качелях. И особенно любила
комнату смеха. Каждый вечер смотрела в одни и те же кривые зеркала и хохотала до упаду.
Вечерами мама лежала на диване и читала "Огонёк". Папа щёлкал орешки крепкими красивыми зубами, а ядрышки
отдавал мне. В окно тянулись ветки магнолии, пахло дурманом.
Потом меня отвезли к бабушке, папиной матери. Она невзлюбила меня, неродную, - так сказала мама. Бабушка
была неровна характером. Укачивая внучонка-пеленашку, однажды в сердцах швырнула его через всю комнату в
свою мягкую постель. Постель пахла валерьянкой и тигровой мазью для растирания. Зато бабушка вылечила мне
зубы и отбила руки к воровству (как-то в гостях я украла маленький беленький шарик). И ещё заставила меня
просить прощения перед дурачком Володей. Мы дразнили его и нам думалось, что так и надо для радости жизни,
но тут с крыльца слетела бешеная бабушка. Когда я просила прощения, Володя стоял и моргал виновато.
"Я Соню больше люблю, чем Наташу, она - сирота", - делилась со мной любимой книгой неродная бабушка. Но
главными секретами так и не поделилась - лесными, птичьими, звериными.
Приехала мама. Увидела меня, подросшую и худую, и увезла в деревню на молоко. Там я узнала, что зайцы могут
плакать по ночам, как дети, а лисицы, наоборот, тявкают, как собаки. И в хлеву стоит что-то страшно
большое, тёплое, шумно дышит и называется корова. А если цыплёнка возьмёшь на руки, тут же налетит клушка.
А утром из сеней хорошо вбежать в хату. Тётя растапливает печь и приговаривает: "Спи, Светка, в хате, спи".
Золотая от солнца муха всё утро долбится в оконце, тётя гремит ухватами, и блинами пахнет по всей хате.
Алые паруса
Росла я какая-то не такая. И в деревне-то меня докричаться, доискаться не могла
детвора, дядька книги прятал. И в пионерлагере на пляж не могли дозваться - всё в саду под миндалём с
альбомчиком сидела. В своём отряде чувствовала себя неуютно, все за дуру держали и павлином прозвали за
причёску. Ушла к малышам вожатой. Те любили. Обступят на пляже: расскажите про алые паруса. А это мне папа
рассказал ещё раньше. Потом я уж и книгу прочла.
Папа всё уговаривал, убеждал: "Дождись, дочь, своего принца, не торопись". Выключал телевизор, если я
симфонию слушала. Он в музыке разбирался неплохо, знал много оперетт, пел приятным баритоном, рассказывал
мне про музыкальные инструменты, про мужские и женские голоса, про певцов и певиц. Удивлялся, когда я
слушала Шостаковича: "Я не люблю такой музыки, а ты любишь. Почему? Ведь ты моя дочь".
Рисовать!
Закончив училище, я стала воспитателем в детском саду. Дети считали меня своей.
Однажды на прогулке вываляли всю в снегу.
- Воспитатель должен держать дистанцию, - выговаривала мне старший методист.
Пришла ко мне на занятия. "Кто такая выпь?" - спрашивают дети. "Выпь - это такая рыба, вроде плотвы", - и
увидев выпученные глаза методички, навсегда запомнила, как выглядит эта болотная птица.
Методичка меня недолюбливала. А я вырезала из "Огонька" репродукцию картины Сурикова "Переход Суворова
через Альпы" и подарила ей.
- Вот чем вам надо заниматься, - сказала она.
- Через Альпы переходить?
- Рисовать.
…Чем я только в жизни потом не занималась. И всё-таки стала художником!
Рисовал Голя Монголин
[в пампасы]
|