Юрий Нечипоренко
Михаил Ломоносов
- Михайло! Михайло! Куда запропастился этот негодник? Нет бы
отцу помочь, он опять бездельничает, книжки читает!
Так кричала мачеха, разыскивая пасынка по углам северной поморской избы. Изба-то большая,
с клетьми и подклетями, целый домище двухэтажный, в котором под одной крышей и жильё
людское с красным углом для икон, и хозяйственный двор, и загон для скота, - много мест,
где можно спрятаться, уединиться с книжкой, уйти в себя и в свои мечтания парню
пятнадцати годков. На Севере люди, спасаясь в избах долгими суровыми зимами от лютых
морозов, жили рядом со скотиной, домашней живностью.
А на дворе стоял... корабль. Да, осенью после промыслов затаскивали рыбаки к себе на двор
корабли, поднимали на брёвнах-каталках трудяги-кочи1, на которых ходили они по Двине в
Белое море, в Баренцево, ходили мимо славного города Архангельска до Соловецких островов
и Груманта - так звали тогда Новую Землю.
Михайло, единственный сын знатного рыбака, первого на деревне Мишанинской, что
под Холмогорами, промышленника Василия Дорофеевича Ломоносова, осиротел в
десять лет. Как похоронил Михайло любимую матушку, не стало в его жизни
нежности. Отец был вечно занят: то строил новую избу, то командовал артелью
рыбаков и забойщиков моржей, а то правил коч свой за солью на Соловецкие
острова (которые так и назвали из-за того, что монахи наладили там издавна
добычу соли). Соль была нужна позарез рыбакам - без неё рыбка вкуснейшая,
треска и палтус, не пролежит всю зиму, да и до Москвы не доедет, где можно
её продать с немалой выгодой.
С детства Михайло подсоблял отцу, всегда был на подхвате, в помощниках: ходил юнгой на
коче, ловил рыбу и ездил на солеварни, во всём разбирался, что нужно знать помору.
Поморами звали выходцев из Великого Новгорода - крестьян, охотников и рыбаков, что
селились по берегам северных морей и рек. Поморы были тогда, триста лет назад, в отличие
от большей части простого народа России, свободными: не стояли над ними помещики,
подчинялись они только царю. Платили они подушную подать в казну примерно по рублю с
мужика и занимались своими промыслами. А что такое был рубль? За три рубля можно было
купить корову, а хорошая книга стоила дороже коровы!
Целое сокровище - удивительные, невиданные книги нашёл Михайло у деревенских соседей. У
старика Дудина, который учил его грамоте, была домашняя библиотека, - он имел не только
Старый и Новый Заветы, но и диковинные книги: "Арифметика, сиречь наука числительная",
"Псалтырь рифмованная" и "Грамматика". Эти книги Михайло страстно желал заполучить - но
сосед и думать не хотел, чтобы с ними расстаться. Умер старый Дудин - и смог Михайло
наконец упросить его сыновей, добился своего - заимел чудесные книги. Но как в них
разобраться без учителей? В Холмогорах при архиерейском доме была школа - но детей
рыбаков туда не брали. Михайле приходилось до всего доходить самому - просиживал часами
за книгами, жёг лучину по ночам, прятался от мачехи, которая считала его занятия пустой
тратой времени и баловством.
Василий Дорофеевич поначалу поддерживал сына: хотя он был безграмотным, понимал, что
сведущий помощник в хозяйстве нужен. Но потом всё-таки удалось мачехе вбить между сыном
и отцом клин, настроить Василия Дорофеевича против занятий Михайлы - и тот стал
прятаться, мыкаться по углам, скрывая свою тягу к книжной премудрости.
А книжки были ох и непонятные! Одна обложка "Арифметики" чего стоит - там два греческих
мудреца, Пифагор и Архимед, изображены в пышных нарядах (Архимед и вовсе выглядит как
турецкий хан). Эти князья или цари - царь математики Пифагор и царь физики Архимед.
Подолгу разглядывая их, любовался Михайло диковинными платьями знатных учёных. Иноземцев
он видел в плаваньях с отцом, встречал шведских и голландских корабельщиков и купцов - но
таких одеяний, как на царях наук с обложки "Арифметики", не видал...
Вздохнул Михайло, закрыл книги и пошёл на зов мачехи: опять надо помогать отцу, опять
что-то затеял неугомонный рыбак, который первым сменил на деревне свой старый корабль,
коч, на новый - гукор, что велел строить поморам Пётр Первый. Новая изба, новый корабль,
новая жена - Василий Дорофеевич богател, хозяйство его росло на глазах у сына. А тому эти
богатства были малоинтересны - вот бы арифметику с грамматикой разобрать, стать поближе к
Пифагору и Архимеду...
Арифметика Магницкого
- Михаэль! Михаэль! Где мой возлюбленный муж, где русский студент Ломоносов?
Плакала-убивалась юная красавица в немецком городе Марбурге. Вчера муж лёг спать, как
всегда, - а сегодня его уже нет. Куда же делся этот чудесный русский, который три года
назад снял комнату в их доме? Михаэль пленил сердце Елизаветы, дочери хозяйки дома.
Расписались молодые в ратуше, венчались в церкви - а всё равно куда-то пропал
возлюбленный...
Так поступал Ломоносов, когда что-то не нравилось ему: так он ушёл из родительского дома
и с рыбным обозом отправился в Москву. В первопрестольной Ломоносов обучался в Спасских
школах, что давали богословское образование2. Затем в числе лучших студентов оказался
вначале в Санкт-Петербургской академии наук, а потом и в Марбурге, куда его послали
учиться в университете. Обещали российские власти при успехах Ломоносова в Германии
назначить его академиком, платить немалое жалование - аж пятьсот рублей в год! Это не
десять рублей годовых, на которые Михайло еле-еле мог сводить концы с концами во время
учёбы в Москве.
В Марбурге он за три года освоил курс наук, стал лучшим учеником знаменитого учёного
Христиана Вольфа. Потом Михайлу послали изучать горное дело в город Фрейберг. Здесь он
познакомился с академиком Готлибом Юнкером, которого прислали из Петербурга изучить
устройство соляных дел в Германии. Михайло ему помог: с детства он знал, как варят соль.
А Юнкер поддержал Ломоносова - послал в Академию лестные отзывы о его успехах. И
главное - приохотил к сочинению од, радостных стихов, которые прославляют победы в
сражениях или пишутся по случаю праздников именитых особ. Юнкер был тогда знаменитым
придворным поэтом, свою карьеру он заслужил звучными стихами.
Юнкер увёз в Санкт-Петербург первую оду Ломоносова, в которой тот прославлял победу
русского оружия над турками, - и с этой оды началась история русской поэзии! А Ломоносову
вскоре стало скучно во Фрейберге: быстро он освоил курс горного дела, и рассорился со
своим преподавателем. Надоел ему мелочный надзор немецкого профессора Иоганна Генкеля - и
Ломоносов двинулся обратно в Марбург. Но и отсюда вскоре сбежал - захотелось уже на
родину: наскучила чужбина, и подался он в Голландию, в знаменитый город-порт Амстердам,
чтобы на корабле вернуться в Петербург, в Академию - заняться любимыми науками.
Ломоносов добрался до Амстердама, нашёл в порту своих земляков - они приняли его радушно,
угостили - но возвращаться в Петербург отсоветовали. Надо ждать приказа Академии наук:
кто послал его за границу, тот должен и назад отзывать. Пришлось Михайле идти пешком
назад, в Марбург. По дороге попал в лапы вербовщиков прусского короля, которые искали по
всей Германии крепких рекрутов. Угостили Михайлу, подпоили - и обманом забрали в солдаты.
Потом с немалым риском для жизни он убежал из прусской крепости... Пока бродил Ломоносов
по Германии, его искали российские посланники: был студент, подавал надежды немалые,
писал научные трактаты и стихи - да пропал.
Вернулся Михайло в Марбург, к жене; тут его нашли и вызвали в Петербург, в родную
Академию, прислали на дорогу деньги... Жена и дочь приехали потом за Ломоносовым - и
больше не расставалась Елизавета со русским великаном, прожили они всю жизнь на берегах
Невы душа в душу. Родилось у них четверо детей - но только одна дочь Елена дожила до
совершеннолетия.
Проспект вниз по Неве-реке
между Зимним дворцом и Академией наук
Гравюра Г. А. Качалова и Е. Г. Виноградова
по рисунку М. И. Махаева
- Михаил Васильевич, вы дома?
- Дома, дома - куда же деться: уже полгода как под домашним арестом...
В гости к Ломоносову в 1743 году пришли виднейшие поэты XVIII века: Александр Сумароков
и Василий Тредиаковский. Тогда Ломоносов томился под домашним арестом за бунт в Академии.
Дело было так: академическое начальство обещало Ломоносову по возвращении из Германии
сделать академиком, а произвели его только в адьюнкты, то есть помощники академика. В то
же время в академики произвели кого-то, кто не имел заслуг в науке, зато был поближе к
начальству. Однажды лопнуло терпение Ломоносова: не мог он терпеть несправедливость -
выступил в Академии по мужицки: кого-то назвал вором, кому-то кукиш показал. За этот
кукиш пришлось ему томиться сначала в заключении, а потом под домашним арестом.
Под арестом не возбранялось ему заниматься любимыми науками, писать стихи и даже
встречаться с приятелями. Тогда написал Ломоносов лучшие свои стихи: "Вечернее
размышление о Божием величестве", "Утреннее размышление о Божием величестве" - и
переложение 143 псалма. Задумали три поэта - Ломоносов, Сумароков и Тредиаковский -
соревнование: кто лучше переложит библейский псалом. Каждый написал стихотворение в своём
духе - и издали их вместе, под одной обложкой, чтобы читатели сами решили, у кого лучше
получается.
Тогда из-под пера Ломоносова вышел стих, который Пушкин считал лучшим его творением:
Меня объял чужой народ,
В пучине я погряз глубокой;
Ты с тверди длань простри высокой,
Спаси меня от многих вод.
Вещает ложь язык врагов,
Десница их сильна враждою,
Уста обильны суетою,
Скрывают в сердце злобный ков.
Но я, о Боже, возглашу
Тебе песнь нову повсечасно;
Я в десять струн тебе согласно
Псалмы и песни приношу,
Тебе, Спасителю Царей,
Что крепостью меня прославил,
От лютого меча избавил,
Что враг вознес рукой своей.
Избавь меня от хищных рук
И от чужих народов власти:
Их речь полна тщеты, напасти;
Рука их в нас наводит лук.
Считается, что Ломоносов победил в этом состязании: развитие поэзии пошло по его пути...
Сам же он жил в нищете: жалование не платили месяцами, и он писал унизительные просьбы о
выдаче нескольких рублей. И в этом отчаянном положении в его душе рождались самые
проникновенные строки, которые входят в хрестоматии по литературе, изучаются в школе.
Ломоносов в заключении
Рисунок Евгения Подколзина
- Адьюнкт Ломоносов, вас вызывают!
Ломоносов вошёл в залу, и навстречу ему встал один из самых влиятельных людей России:
Михаил Илларионович Воронцов, правая рука императрицы Елизаветы Петровны. С таким знатным
вельможей Ломоносов встречался впервые. Воронцов был на три года младше Ломоносова, в
возрасте тридцати лет он управлял уже огромной страной. И делал это умело: Россия
прирастала людьми и землями, науками и искусствами...
- Наслышаны, премного наслышаны о ваших подвигах в немецкой земле. Блестящие отзывы
профессора Вольфа, академика Юнкера, и даже профессор Генкель, от которого вы ушли,
послал вслед вам лестную характеристику.
- Ваше высокородие, учился я на чужбине, пока немецкие профессора могли что-то дать.
Теперь же хочу служить Родине, здесь нужны науки, без которых ни в военном деле, ни в
гражданском не сможет Россия продвинуться вперёд...
- Да, знаем мы, что хотя и создал Пётр Первый двадцать лет назад Академию, науки у нас не
приживаются. Как тогда, так и сейчас все академики - иноземцы. Не хотят они учить русских
студентов, да и сами наши юноши, отпрыски знатных семей, не имеют тяги к знаниям.
- Ваше высокородие, я видел немало молодых людей, жаждущих знаний, происходили они из
самых разных сословий,3 - а ведь таланты могут являться не только среди дворян, но и в
народе нашем. Путь в науку лежит через гимназию, надо дать и мещанским, и крестьянским
детям возможности учиться.
- То, что вы говорите, весьма важно. Открыв доступ к наукам детям из низших сословий, мы
можем получить ту силу, что возвысит и преобразит Россию! Можете называть меня, Михаил
Васильевич, запросто, по имени-отчеству.
Взглянул Михаил Васильевич в глаза своему тёзке и увидел в них недюжинный ум, увидел
радость мысли - и понял, что он обрёл в его лице единомышленника. Осознал впервые он
перед собой и великую задачу, посильную по плечу только гиганту: просветить Россию,
сделать её передовым европейским государством. Эту задачу ставил перед собой Пётр Первый,
начал её решать - да не успел... Людей, которые понимали необходимость просвещения для
России, тогда можно было чуть ли не по пальцам пересчитать. Воронцов и Ломоносов
принадлежали к их числу.
- Михаил Илларионович, благодарю вас покорно. Великий государь Пётр Первый в простых
людях, своих подвижниках находил силы для преображения России! Его ближайший друг,
Меньшиков, был сыном конюха.
- Мой дом всегда открыт для вас, Михаил Васильевич, приглашаю посещать нас запросто,
по-дружески. Если будут чинить препятствия в Академии - милости просим, обращайтесь ко
мне или прямо в Сенат: можете быть уверены в поддержке своих начинаний!
Так Михаил Ломоносов обрёл дружбу с одним из самых влиятельных людей в России. В знак
благодарности за покровительство Михаил Ломоносов посвятил Воронцову свой первый большой
труд: перевод учебника физики Христиана Вольфа.
М. И. Воронцов
Мозаика из мастерской Ломоносова
- Господин академик, позвольте показать вам свои вирши?
К Ломоносову обратился незнакомый юноша: прекрасно одетый, с хорошими манерами - сразу
видно, из знатной семьи... Академик Ломоносов был в расцвете сил: в свои сорок лет он не
только успешно занимался физикой и химией, но создавал невиданные в России картины из
мозаик, составлял смеси для фейерверков по случаю праздников в честь побед русского
оружия. Ломоносов сочинял и стихи, да так писал, что ими зачитывались при дворе, издавали
на лучшей бумаге и преподносили высшим чинам государства и самой государыне императрице!
Немудрено, что дети влиятельных особ хотели походить на Ломоносова и писали стихи,
почитая его своим кумиром.
Юноша, который принёс на суд Ломоносова свои неумело написанные строчки, понравился ему
своей скромностью и доброжелательностью. Если в Воронцове нашёл Ломоносов человека
большого ума, государственного масштаба, то в этом молодом человеке он увидел тонкость
чувств, интерес к духовным материям, страсть к наукам и искусству. Юноша этот, Иван
Шувалов, со временем стал верным другом и помощником Ломоносова, вместе они основали
Московский университет. Так с любви к поэзии началась история образования в России!
И. И. Шувалов
Гравюра Е. П. Чемесова
Иван Шувалов был любимцем императрицы Елизаветы Петровны, и влияние его было огромно. Но
все свои немалые возможности он употреблял не для славы, не для чинов - о науках и
искусствах он пёкся более, чем о самом себе. Немудрено, что он стал соратником
Ломоносова. При помощи Шувалова Ломоносов смог осуществить грандиозные проекты: построить
мозаичную фабрику под Петербургом, создать картину "Полтавская баталия", над которой он
работал несколько лет. Мозаика эта, набранная и склеенная из кусочков цветного стекла -
смальты - на медном подносе, - огромна: площадью 300 квадратных метров, состоит она из
миллиона кусочков смальты, а один только медный поднос весит 80 пудов4. Она
предназначалась для пантеона Петра Первого в Исаакиевском соборе. Сейчас можно любоваться
этой картиной в здании Академии наук в Санкт-Петербурге.
Полтавская баталия
Мозаика из мастерской Ломоносова
- Михаил Васильевич! Михаил Васильевич пришёл!
Ученики академической гимназии от радости вскочили с мест: они увидели своего кумира,
легендарного учёного Ломоносова. С тех пор как руководство гимназии перешло к нему, ребят
стали хорошо кормить, прилично одевать, у них появились хорошие учителя. Учиться стало
гораздо интереснее - и веселее. Михаил Васильевич сам, на свои деньги купил сотни
глобусов - и передал их не только в гимназию, а разослал по всей России. География была
его любимой наукой. А какая наука была не любимой?
Трудно найти область наук о природе, в которой Ломоносов не оставил бы следа. Даже в
астрономии удалось ему сделать открытие: при наблюдении прохождения Венеры по диску
Солнца, за которым следили сотни лучших учёных Европы при помощи телескопов, он смог
увидеть в простую подзорную трубу то, что пропустил другие, - и открыть на Венере
атмосферу!
Ломоносов, желая приохотить ребят к знаниям, рассказывал им о немецких университетах, о
своих путешествиях, о далёких землях и людях, которых повидал во время странствий.
Рассказывал о своём побеге из прусской крепости, о Голландии и Германии, о рудниках в
Саксонии, о добыче соли на Соловецких островах и моржей на Белом море. Как зачарованные
слушали ребята доброго великана Ломоносова. Он так много знал: Михаил Васильевич написал
учебники по истории и грамматике, по физике и минералогии. Он был открывателем и
зачинателем целых наук!
Поведал Михаил Васильевич ребятам и о рискованных опытах с электрическими силами, когда
они со своим другом академиком Георгом Рихманом старались разобраться, откуда на небе
берутся молнии. Во время одного из таких опытов Рихман погиб, убитый шаровой молнией...
Рассказывал Ломоносов о природе света, происхождении небесных явлений - грома, молнии,
северного сияния.
Слушали ребята - и задумывались над загадками природы, в душе их рождалась тяга к
неизвестному, желание эти загадки разгадать. Так росло первое поколение русских учёных -
учеников и последователей Ломоносова. Среди них был и его племянник Миша Головин - сын
сводной сестры Ломоносова, дочки его отца и той самой мачехи, которая запрещала Михайле
читать книги. Племянник был отдан в академическую гимназию в Петербурге и показал
прекрасные способности; со временем он сам стал профессором, учеником великого математика
Леонарда Эйлера.
Вслед за Ломоносовым пошли русские люди в науку - а проторил им дорогу сын рыбака, первый
великий учёный и поэт, который вместе со своими единомышленниками поднял науку, искусство
и образование в России XVIII века на небывалую высоту. После себя оставил Ломоносов
десятки книг, и никого из учёных не издавали тогда в России так много и часто, как его,
никого так не любил народ. Со времён Ломоносова науки расцвели в России, спасли в войнах
и эпидемиях миллионы соотечественников, наполнили смыслом жизнь сотен тысяч людей.
О таких, как Ломоносов, с уважением говорят в народе: соль земли русской…
Ломоносов оставил след на лице земли: в честь него названы город под Петербургом, гора на
Камчатке (вулкан на острове Парамушир), подводный хребет в Северном Ледовитом океане, мыс
в Приморье, ледник на Шпицбергене, плато в Гренландии, хребет в Антарктиде… и даже кратер
на Луне!
Рисунок Евгения Подколзина
В публикации использованы фрагменты книги Юрия Нечипоренко "Помощник царям. Жизнь и
творения Михаила Ломоносова"
(Издательство Московского университета,
2011).
Автор благодарит своих коллег из интернет-обозрения
"Русская жизнь"
и журнала "Электронные пампасы" Игоря Фунта и Татьяну Куцубову за помощь в работе.
1 Коч - корабль, на котором издавна ходили поморы. Коч
имеет округлое яйцевидное днище, благодаря чему его не затирает во льдах, - такую форму
дна переняли у кочей ледоколы.
2 Спасскими школами звали в просторечье Славяно-греко-латинскую академию,
которая переехала в XIX веке в Сергиев Посад и стала называться Московской духовой
академией.
3 В России триста лет назад общество было сословным: выходцам из низших слоёв,
крестьянам и мещанам, было запрещено учиться в высших учебных заведениях.
4 Пуд - старинная русская мера веса, один пуд равен 16 килограммам.
[в пампасы]
|