Как на масленой неделе
Малая Масленка в Томске
Масленица-Масленица,
Раскрасавица девица,
Напеки нам калачи
На горяченькой печи,
Принеси до солнца нам блины к оконцу!
Мы давно блинов не ели,
Мы блиночков захотели,
На поднос блины кладите
Да к порогу подносите!
С этой афиши всё и началось... Нет, началось всё раньше... Нет, опять
не так. Это рассказ о замечательном празднике и о замечательных людях, этот праздник устроивших.
Мне же просто посчастливилось там быть, веселиться и многому дивиться! И рассказ мой пусть с афиши
и начнётся. Самому же мне и рассказывать много не придётся, только иногда пояснять-разъяснять -
что, как и зачем. Но сначала - маленькое предисловие.
14 января 2009 года, в день памяти Василия Великого, в Томске родился новый творческий коллектив -
арт-проект "Васильев вечер". Участников его связывает не только интерес к традиционной русской
культуре, но и семейные и дружеские отношения. Многие из них встретились когда-то в томском
ансамбле "Пересек", другие присоединились благодаря проекту патриотического воспитания "Томская
застава". Каждый шёл к традиционной культуре своим путём: кто-то искал себя в пении, кто-то
постигал глубину православной веры; одних привлекало ремесло, других - русское боевое искусство.
Так или иначе, народная культура стала частью их повседневной жизни. И это не игра - именно так
хотят проводить будни и встречать праздники участники коллектива. Народный костюм для них - не
сценическая, а праздничная одежда. Пляска неотделима от песни, песня от костюма, костюм от обряда,
обряд от веры. Желание воспитывать собственных детей в традициях русской культуры определило
возникновение естественной среды, где в реалиях современности оживают вековые
традиции...
Малая Масленка - так ласково называется день встречи Масленицы - это
воскресение за неделю до большой (широкой) Масленицы, или Прощёного дня. Зовётся Масленка малой, а
важна не меньше большой: чтобы масленая неделя прошла удачно, как положено, её надо правильно
встретить!
Масленица - последняя неделя перед Великим, сорокадневным, постом. С одной стороны, праздничный,
разгульный период, когда ещё можно - и даже нужно! - петь, плясать, веселиться, с другой -
подготовка к посту, и на богослужении уже звучат покаянные песнопения, а со стола уже исчезло мясо.
Оттого, что на столе в это время в основном молочная пища и яйца, Масленица и получила своё
название - "белая", "сырная" или "масляная" неделя.
Без блина, говорят, и не Маслена! Пеклось блинов на Масленицу-объедуху несчитано, и делались они
по-особому. Обычно заводили блины на дрожжах, на опаре - и пекли толстыми, такими, чтобы можно было
насытиться двумя-тремя. Масленичные же были тонкими, прозрачными, в дырочку, чтобы лакомиться ими с
разными припёками - сыром, сметаной, яйцами, мёдом и, конечно же, с маслом.
Широко шло масленичное гулянье! Шумели пёстрые ярмарки и балаганы, раскручивались ледяные карусели,
устраивались кулачные бои, трещотками и мётлами отгоняли врага от своих стен защитники потешных
снежных городков… С катальных гор неслись с ветерком и старый и малый (а было время, в любимом
своём селе Покровском сама императрица Елизавета Петровна съезжала с такой горы "стоя на лыжах").
Всю праздничную неделю колесили по городам и весям масленичные поезда - десятки, а то и сотни
нарядных упряжек, с которых песнями и прибаутками веселили народ их участники; толпа скоморохов
"утешала зрителей игрою" - скрипки, гармонии, бубны, стремена и балалайки играли-заливались на
разные лады. По многу раз на дню тешил публику горбатый Петрушка, разыгрывая незамысловатую
комедию "на злобу дня". Учёный медведь с вечной своей спутницей "козой бодатой" (её изображал
мальчик, наряженный в мешок с прикреплённой к нему козлиной головой) представлял сценки, в которых
высмеивались человеческие пороки.
Ещё один обязательный обычай на Масленицу - величание молодожёнов, тех, кто успел жениться до
начала Великого поста. Оборотной стороной величания были обряды "корения" (укора, брани) холостых и
незамужних. Все песни и действия его служили тому, чтобы уж к следующей Масленице холостые
обязательно нашли себе пару.
В последние дни Масленицы всё внимание было обращено на куклу из соломы - главный символ праздника.
Её делали из накопленного за зиму мусора: старых веников, ёлок, оставшихся с Рождества, соломы,
сношенных лаптей. Чучело это - олицетворение "ветхости", греховности; его сжигание - преодоление
"ветхого человека" и смерти. К Масленице привязывали лоскутки ткани, которые потом сгорали вместе
с чучелом, как грехи и болезни, от которых избавляются к светлому дню Пасхи. Сжигали чучело в
воскресный вечер на пригорке или любой другой возвышенности - чтобы земной огонь быстрее смешался
с огнём небесным и наступило долгожданное весеннее пробуждение природы. Над чучелом глумились и
осыпали его бранью, тем самым прогоняя злое, враждебное человеку начало - зиму, олицетворяюшую
смерть; ругань выполняла тут роль своеобразного оберега, защиты от нечистой силы. В Сибири
изготовлением чучела занимались мужчины, а сама Масленка представляла собой фигуру мужика из соломы
с трубкой в зубах.
За лихою гульбой и забавами незаметно пролетало весёлое масленичное время. Подходило Прощёное
воскресенье. "Прости меня, буди в чём пред тобою виноват", - каялись друг перед другом православные
и, освободив себя и ближнего от обид и от иных чувств злых и мстительных, вступали в Великий пост.
На семь долгих недель замирала на Руси праздничная жизнь...
Ну а теперь вернёмся к началу, к малой Масленке, что на самом излёте зимы
расходилась-расплясалась у нас в Сибири, в Томске!
Уходи, зима сопливая!
Приходи, лето красное!
Дайте мне соху-борону -
Я пахать пойду!
Театр Петрушки
- Послушай, музыкант, хороша ли моя лошадь?
Величание молодожёнов
Очень красивый обряд - лиричный и загадочный одновременно.
Медвежья комедь
- А ну-ка покажи, как городские девки с кавалерами прогуливаются?
- О-го-го коза! О-го-го сера!..
Молодецкие забавы
Кадриль
Вот уж все наплясались-накрутились!
В конце же - пары обязательно кланяются гармонисту,
девушки в щёку целуют, за игру благодарят.
Фото на память
Фото Евгения Нечаева
Иллюстрации Ольги Нечаевой
Использованы материалы из буклета
арт-проекта "Васильев вечер".
На празднике побывал Голя Монголин.
[в пампасы]
|