Мы шли с Колупаевым и Суреном по скверу.
Сквер этот и ныне существует, а куда же ему деться, начинаясь прямиком от метро "Улица 1905 года"
и заканчиваясь на перекрёстке Шмитовского проезда и Трёхгорного вала, откуда хорошо видать теперь
серо-коричневый Центр международной торговли и другие, более поздние небоскрёбы, которые загораживают
полнеба. А тогда ещё их не было, как, впрочем, и многого другого, красивого и интересного.
Но это я так, к слову.
Так вот, мы шли по скверу и собирали заготовки для луков и стрел.
Падал снег. Редкие прохожие спешили домой погреться. В сквере было так чисто и пустынно, что даже
как-то не верилось, что мы находимся на планете Земля. В самом сердце столицы нашей Родины городе
Москве.
Я подходил к фонарям и ловил ртом снежинки. Они заполняли собой равномерно распределявшийся от
фонаря свет, с каким-то тупым упорством падая вниз. Я ловил их ртом, как маленьких рыбок, которые
плывут по течению, потому что уже не могут не плыть.
В руках у меня было уже много заготовок.
Это были такие огромные толстые прутья, каждый из которых был немного выше меня. Их было даже нелегко
согнуть, до того они были толстые и хорошие. Их нарубили рабочие из Мослесхоза, которые приезжали
сюда регулярно, - спиливать старые деревья, чтобы они не портили общую картину красоты в нашем
сквере. Чтобы они не гнили, не сохли и не валились вдруг, нечаянно. Сами старые деревья рабочие в
спецодежде аккуратно распиливали на кусочки и увозили, а прутья аккуратно срубали топориком. Прутьев
было действительно много. Они лежали в снегу вокруг тех мест, где раньше росли эти старые срубленные
деревья. Из земли, засыпанной снегом, торчали пни, и было грязно от многочисленных следов ног.
Вчера Сурен додумался делать из этих прутьев луки, какие бывают у индейцев. Он долго рассказывал нам
об этом, махал руками, и вот сегодня вечером мы наконец решили попробовать.
Мы ходили по скверу вот уже час, но нам почему-то всё никак не надоедало.
Сурен то и дело валился в снег спиной и отдыхал.
Отдыхая, он очень шумно дышал и орал что-то нечленораздельное. Но не по-армянски, а по-русски. Это
были русские нечленораздельные слова, я помню это.
- Хараша! - орал Сурен. - Гойко Митич хараша зимала!
За компанию я валился в снег рядом с ним и тоже начинал смотреть вверх. Заиндевевшие ветки,
растворявшиеся над головами, покачивались в такт этим словам.
- Хараша зимала бандамёт пистолат! - орал я в пустой воздух, и мрачная ворона, недовольно глядя на
меня, перебиралась на соседнюю ветку.
- Колупаев! - орал я. - А что мы будем делать с нашими луками и стрелами?
Из темноты возникал Колупаев и за ноги переворачивал нас с Суреном лицом вниз, чтобы мы немного
поели снега.
- На ворон охотиться будем! Видишь, их сколько развелось. Пойдём чего покажу.
Колупаев повёл нас на самый конец сквера, где в центре круглой клумбы сидел в каменном кресле Ленин
с бумажками.
Мы немного помолчали, с уважением глядя на труд мыслителя.
- Ильич! - сказал Колупаев. - Он бы индейцев в обиду не дал! Сейчас бы все индейцы уже давно в СССР
переехали. Жили бы тут, вигвамы строили. Чего нам, жалко бы им было земли? Сурен, тебе бы жалко им
было земли?
- Нет! - твёрдо сказал Сурен. - Но я думаю, они и в городах бы тоже жили. Не только в деревне.
- Да! - сказал Колупаев. - Они бы и в городах бы тоже жили! Конечно! Только что бы они тут делали, а?
Что бы они тут делали? - и он обвёл руками наш родной скверик.
Я закрыл глаза. Мне было до того хорошо, что я легко представил себе живого индейца в нашем сквере.
Только не зимой, конечно, а летом.
Индеец одной рукой вёл цокающую копытами лошадь, а другой держал мороженое, осторожно откусывая от
него яркими хищными губами. Ожерелье из бизоньих и медвежьих зубов болталось на его мускулистой
груди. Но всё-таки это был не Гойко Митич. Это был какой-то индеец немного помельче.
Я открыл глаза. Перед ними в чёрном воздухе всё так же плавно и густо кружился снег.
- Да! - сказал я. - При Ленине всё по-другому было. Сейчас бы все хорошо жили. И негры, и индейцы,
и китайцы.
- Вот гады! - сказал Сурен, чтобы поддержать разговор. - Чего они этим индейцам жить нормально не
дают? А?
- Не знаю, - сказал я, по-прежнему глядя на падающий снег. - Я бы им дал всем нормально жить. Мне
земли не жалко.
Снег пошёл ещё гуще.
Казалось, я весь заполнен снегом. Вся моя душа была заполнена снегом - тихим и белым.
- Я бы вообще атомную бомбу на них сбросил! За индейцев. Они же целый народ истребили! - горячо
сказал Сурен.
- Ты чего, дурак, что ли? - удивился Колупаев. - Мы же на фиг мирные люди. А индейцы что должны
делать, когда ты бомбу сбросишь?
- Не знаю, - честно признался Сурен. - Может быть, только по большим городам пальнуть? Индейцы же в
городах не живут.
- Смотрите! - тихо сказал Колупаев. - Смотрите, чувак чего-то ищет. Чего это он ищет?
И действительно, вокруг памятника, медленно приближаясь к нам, шёл странный человек. У него были
длинные волосы, и он был одет в куртку с бахромой. Длинные носки его штиблет ступали в снег с мягкой
осторожностью, как будто он боялся оступиться.
Миновав нашу застывшую в снегу группу, человек этот с прежней кошачьей осторожностью пошёл вверх по
аллее, заглядывая зачем-то под каждый куст.
Повинуясь безотчетному любопытству, мы пошли за ним.
- Давайте за ним следить! - громко прошептал Сурен.
У меня застучало сердце.
- Смотрите, у него куртка, как у индейца, - прошептал Колупаев. - Стащил куртку, как у Гойко Митича!
- А чего он ищет-то? - спросил я.
Колупаев пожал плечами и неожиданно побежал, пригибаясь за кустами, в обход.
Мы с Суреном, спотыкаясь и падая, помчались за ним.
Колупаев гнал по сугробам, проваливаясь в них и легко вынимая оттуда свои огромные ноги.
Сурен моментально провалился по пояс и звал меня оттуда, из сугроба, отчаянно ругаясь.
Пока я вытаскивал Сурена, прошло довольно много времени. Неожиданно я заметил луну. Она была как в
индейских фильмах - абсолютно круглая и неслась сквозь облака со страшной скоростью.
Здесь я должен прерваться и сделать небольшое отступление про Гойко Митича. Этот знаменитый актёр
жил тогда в Югославии и снимался в фильмах, которые все мы смотрели по многу раз, потому что их без
перерыва крутили в нашем ДК имени Владимира Ильича. Мы ходили в воскресенье по утрам на эти фильмы:
"Чингачгук Большой Змей", "Верная Рука - друг индейцев", "Виннету - вождь апачей", "Смертельная
ошибка" и другие. Всего этих фильмов про индейцев с Гойко Митичем было снято четырнадцать штук. И до
сих пор я считаю, что они ничем не хуже американских вестернов, старых или новых, неважно. Индейцы в
этих фильмах были разные - и хорошие, и плохие, но они всегда боролись за свои права и побеждали
кровожадных америкосов. Или тихо и мужественно умирали, защищая свою землю. Гойко Митич снимался в
этих фильмах по пояс голый и говорил очень мало, короткими такими рублеными фразами: "Хау, я всё
сказал"; в этом он на много лет опередил и Сталлоне, и Шварценеггера, которые додумались до этого
лет на десять позже. И у него было очень красивое лицо. Как будто вырубленное топором. Ну вот.
Сурен и я стали искать Колупаева по всем аллеям, и с той стороны сквера, и с этой, но его нигде
не было.
Мы только что видели, как он побежал, прячась за кустами и выслеживая этого парня в куртке с
бахромой, и вдруг наш друг бесследно исчез.
- Суренчик! - сказал я. - Но где же Колупаев? Ведь он же за ним следил, за этим… Может, он дальше
по улице за ним пошёл? А? А мы тут бегаем как ненормальные с нашими луками и стрелами?
- Не бойся, Лёва! - сурово ответил мой друг. - Не надо бояться, я с тобой. Мы должны спасти
Колупаева. Мы спасём его даже от верной смерти!
Но от верной смерти спасать Колупаева не пришлось. Он и этот загадочный чувак в куртке, как у Гойко
Митича, мирно стояли возле памятника Ленину и курили.
Мы медленно подошли к ним.
- Зажигалку потерял! - обратился к нам чувак в куртке. - Не видели, ребят?
Сурен картинно развёл руками, а я только пожал плечами. Всё это время я продолжал тащить наши
заготовки для луков и стрел.
- Это что такое у тебя? - спросил чувак в куртке. - Лес рубят, щепки летят?
- Это мы в индейцев играем, - сухо объяснил ему Колупаев. Выражение лица у него было какое-то
странное. Я никак не мог понять, в чём дело, но на лице у Колупаева был какой-то даже испуг. Я такого
выражения у него вообще никогда не видел.
- А, понятно! - кивнул чувак в куртке. - На ворон будете охотиться. Следопыты. Фенимор Купер. А я
вот зажигалку потерял. Спасибо, вот ваш друг мне спички дал. Железная зажигалка такая, американская.
Но не в этом дело.
Все волосы у него были в снегу. А лицо в тени. Я всё время пытался встать под фонарём таким образом,
чтобы увидеть его лицо. И никак не мог.
- Понимаете, ребята, женщина от меня ушла. И зажигалку потерял. Бывают же такие совпадения. Прямо
хоть плачь. Чёрный день календаря. Пятое февраля. Ребят, может, ещё поищете? У вас глаза-то зоркие.
А я… Я вам пока стрелы сделаю, луки. А?
Чувак в куртке неожиданно вытащил складной нож и раскрыл его. Сурен тихо вздрогнул.
Гойко Митич вынул у меня из кучи заготовок один самый длинный прут, сел на корточки и стал его
обтачивать, обстругивать, срезая кусок за куском.
- Ну вот, - сказал Гойко Митич. - Всё обточил в лучшем виде. Может, поищете?
Мы смотрели на него и не знали, что делать.
- Не… - сказал Колупаев твёрдо. - Сейчас мы ничего не найдём. Да и днём тоже. Смотрите, какой снег.
Всё падает и падает.
Человек снова встал.
Теперь я хорошо видел его глаза.
Глаза были сильно сощурены.
- Ребят, проводите меня домой! - сказал он. - А? А то я так и буду тут ходить. Вы ещё не понимаете
этого. Не дай-то бог. Просто чёрный день календаря какой-то. Две потери в один день.
Мы помолчали.
Снег продолжал валить напропалую.
- Я понимаю, - сказал он. - Я понимаю, если б она просто сказала…
Он неожиданно замолчал.
- Проводите меня домой, а?
- А где вы живёте? - сказал Сурен.
- Я? - он повернулся туда, где теперь стоит Центр международной торговли. - Вон в тех домах. По
Шмитовскому.
Я вдруг увидел, как у него дрожит подбородок, и сильно испугался.
- Поздно уже, - пробасил Колупаев. - Нам домой пора, правда. Вы извините.
- Ага, - сказал он. - Хорошая зажигалка была, американская.
Снег падал мне на плечи, на шапку, на глаза.
- Ладно, вас матери ждут.
Он повернулся и пошёл опять по аллее, заглядывая под каждый куст.
- На Гойко Митича похож, - сказал я.
- Пошли отсюда скорее! - зашептал Колупаев.
Мы побежали. Я бежал последним, теряя по дороге прутья для луков и стрел.
Дома меня изругала мама.
- Ну ты чего? - возмущалась она тихо, потому что папа почему-то уже заснул. - Десятый час уже!
Я извелась вся! Во дворе вас нет, у Колупаева нет. Ну что это такое? Что ты всякую грязь в дом
тащишь? Зачем эти деревяшки?
- Мы луки и стрелы будем делать, - сказал я, стаскивая ботинки. - Не выбрасывай, пожалуйста. Я тебя
очень прошу.
- Ну хоть на балкон положи!
Весь ужин я умолял маму не выбрасывать мои заготовки.
- Ну ладно, ладно! - согласилась она. - Завтра вынеси во двор свои заготовки! Я такую грязь дома
держать не хочу!
Я ложился спать и слышал, как она чертыхалась в прихожей, вытирая грязную воду, которая текла с
оттаявших прутьев.
Я лежал с открытыми глазами и всё никак не мог заснуть.
Мне казалось, что мне обязательно что-нибудь приснится. Но мне ничего не приснилось.
А утром моих палок и прутьев в прихожей уже не было.
- Папа выбросил! - сказала мне хмурая мать. - Сказал, что такими вещами дома не занимаются. И вынес
на улицу. Посмотри, там лежат где-нибудь, когда в школу пойдёшь.
Потрясённый, я вышел во двор.
Никаких заготовок я не нашёл.
Дворник сгребал снег огромной лопатой и пел песню:
- Ну что сказать вам, москвичи, на прощанье? Что пожелать вам? До свиданья, москвичи, доброй вам
ночи!
Прости меня, Гойко Митич.