Иван Мельник
Окружающая среда
Без опереньев
Есть же на свете такие вредные люди, как Лев Ямской! Этот Лев сидит за одним столом с Машей и с первого школьного дня не даёт ей покоя: дёргает за косички, толкается и даже пинается под столом ногами. И хоть ростом ниже многих девочек, пристаёт к ним, а с Катей Синицыной даже дрался, потому что Катя не хуже иного мальчишки может дать сдачи.
- Твою энергию, Ямской, нужно направить на хорошие дела, - сказала учительница Марина Александровна. - А с девочками ты, как будущий мужчина, не должен драться, даже если они иногда вредничают.
Марина Александровна считает, что у Льва избыток энергии и недостаток взрослости.
- Ты плохо работаешь на уроках, Ямской. И Маше мешаешь. Пересажу-ка я тебя к Наташе Пчёлкиной.
Наташа девочка крепкая. Из двух Маш как раз одна Наташа получится. Сдвинуть её с места Лев не сможет даже с разгона. А сама Наташа запросто может уронить кого-нибудь случайно, а если Льва нарочно толкнёт, тот будет лететь до ближайшей стенки.
- А с Машей теперь будет сидеть Саша Гусаров, - добавила Марина Александровна.
Маша очень обрадовалась, потому что Саша ей нравился. Разговаривать с ним было интересно, Саша всегда её чем-нибудь угощал, а на День святого Валентина подарил сердечко с надписью: "Маше". И вообще, он никого не обижал, хоть был самым высоким, а может быть, и самым сильным в классе.
Но оказалось, что Гусаров заболел и Маша будет сидеть пока одна. Маша боялась, вдруг Марина Александровна передумает и посадит с ней кого-нибудь другого. На уроках она так старалась, что Марина Александровна даже назвала её палочкой-выручалочкой.
На последний урок в класс пришла школьная медсестра Светлана Михайловна и рассказала, как опасны микробы и вирусы, от которых болеют гриппом. И что от больного человека легко заразиться и нужно держаться подальше от того, кто кашляет и чихает.
Прошло несколько дней и заболело ещё пять учеников. А ещё через неделю вернулся в класс Саша Гусаров. Но Марина Александровна сказала, что дня два-три он ещё должен посидеть один за свободным последним столом, чтобы никого не заразить.
И Саша сел за этот самый стол, а Марину Александровну в это время вызвали в учительскую. Она сказала, что вернётся через пять минут и велела всем сидеть тихо.
Когда она вышла, Катя Синицына сказала:
- А я видела по телевизору, что заразных больных держат в специальной комнате со стеклянными стенками.
- Давайте посадим Гусарова в аквариум, - предложила Алина Маркина.
- Ой, там же вода и рыбки, - испугалась Олеся Серёдкина.
- Он туда не поместится, - заметил Миша Дворкин.
- Давайте его в шкаф посадим, - придумал Лев.
- Там же наши рисунки и поделки, - напомнила Катя.
- А мы их вытащим и на свободный стол сложим, - сказал Лев.
- В шкаф нельзя, - сказала Маша, - там опереньев нету…
- Каких ещё опереньев? - спросил Лев.
- Ну, как в автобусе, за которые держатся, когда стоят.
- Ха-ха, ну и насмешила: "оперенья"! - засмеялся Лев. - В автобусах поручни!
Весь класс так и покатился со смеху: оперенья!
А Лев открыл шкаф и стал доставать оттуда всё, что там лежало, и складывать на свободный стол. Пыль разлеталась по всему классу, потому что никто в шкаф не лазил с прошлой четверти. И Саша Гусаров чихнул один раз, потом ещё. И другие тоже принялись чихать - кто по-настоящему, а кто нарочно.
- Пусть Гусаров маску наденет и на нас не дышит.
- Давайте мы все маски наденем…
- Ага, и устроим карнавал, как на Новый год.
- Нет, на карнавале маски надевают на глаза, а нам придётся закрывать рот и нос. Как же тогда отвечать на уроках?..
- Нет! - закричала Катя. - Надо форточку открыть, чтобы свежий воздух был, а микробы испугались и улетели.
Она полезла на подоконник и открыла форточку. А Лев плюхнул на стол новую стопку рисунков. В этот момент открылась дверь и вошла Марина Александровна. Сквозняком рисунки подняло под потолок, и они стали кружиться по классу. Все вскочили с мест и принялись ловить их и складывать на стол. Только Наташа Пчёлкина осталась на месте, достала из ранца пирожок и начала его жевать.
Когда рисунки собрали, Марина Александровна стала выяснять, в чём дело.
- Лев собирался посадить Сашу Гусарова в шкаф, - пожаловалась Алина.
- Ну да, чтобы от него никто не заразился, - объяснил Лев. - А кое-кто, между прочим, предлагал Гусарова в аквариум посадить.
- Не будем мы Сашу в шкаф сажать, а тем более в аквариум, - сказала Марина Александровна. - Он уже не больной. А сидит отдельно на всякий случай, пока у нас в классе места свободные есть.
Когда через два дня Саша Гусаров сел наконец рядом с Машей, то так разволновался, что прослушал вопрос и ответил бы невпопад, если бы Маша не подсказала.
- Спасибо, - шепнул он ей. - Я знал, что буду сидеть с тобой. Ты такая красивая, Маша!
Окружающая среда
В среду на последнем уроке Марина Александровна рассказала второклассникам о морях, реках, о самом большом на планете водопаде Виктория и о том, что без воды жизнь на Земле невозможна. Потом велела сдать для проверки тетради и объявила:
- На следующем уроке мы поговорим с вами об окружающей среде.
Маша вышла из класса вместе с Катей Синицыной, и по дороге в раздевалку они вспоминали о том, как хорошо было летом купаться и загорать и как плохо теперь, осенью, когда холодно, и нужно надевать пальто или тёплую куртку. Они начали придумывать, что каждая из них сделала бы, если бы была волшебницей, но не успели придумать до конца, потому что на скамейке у раздевалки сидела светловолосая девочка и плакала. Рядом с ней стоял розовый ранец с феями, лежала такая же розовая куртка и шапочка.
- Ты что плачешь? - спросила Катя.
Девочка хлюпнула носом и ничего не ответила. Маша достала из кармана носовой платок.
- Вот, возьми, он чистый.
Девочка взяла платок, вытерла глаза, нос.
- Что с тобой случилось? - допытывалась Катя. - Тебя кто-то обидел?
- За мной мама не приехала, - продолжая всхлипывать, ответила наконец девочка. - Всех наших забрали, а её всё нет и нет.
- Ну, это пустяки, - сказала Маша. - Наверно, в пробке застряла. Когда я в первом классе училась, мой дедушка однажды тоже опоздал, потому что на машине в пробке застрял.
- Моя мама на автобусе приезжает, - сказала девочка.
- Ну и что, - сказала Катя, - моя бабушка тоже на автобусе приезжает. Автобусы ещё хуже могут застрять где-нибудь, они ведь большие, а ещё ломаются, и тогда пассажиров просят выйти.
Подошли Саша Гусаров с фингалом под глазом и Наташа Пчёлкина с пирожком в руке. Пирожки у Наташи были в запасе всегда, а фингал Саше достался вчера, когда Лев Ямской "совершенно случайно" двинул ему по лицу локтем в тесном коридоре.
- Хочешь конфету? - спросила Маша первоклашку.
Не дожидаясь ответа, она достала из ранца припасённую с вечера конфету и подала её девочке. Пчёлкина с сожалением глянула на пирожок, который уже собралась надкусить, и протянула его девочке. Конфету девочка взяла, а от пирожка отказалась.
- Спасибо, не надо, - сказала она и снова всхлипнула.
- Эх вы, - вмешался Саша, - успокаивать не умеете!
Он достал из ранца пенал, а из пенала магнитик - мышонка.
- Возьми и не плачь!
Подошли ещё ребята из Машиного второго "а", потом их бабушки и родители и стали успокаивать первоклашку и наперебой предлагать ей кто что мог.
Маша не заметила, как появился дедушка. Узнав в чём дело, он попросил у девочки дневник.
- Алина Кисунькина? А маму твою зовут Антонина Петровна?
Алина кивнула.
- Тут записан номер маминого мобильного. Сейчас я ей позвоню.
Он достал свой мобильник и набрал номер.
- Антонина Петровна? Здравствуйте! Тут такое дело. Алина ждёт вас в школе и немного расстроена, потому что вас нет…
Мама Алины стала что-то ему объяснять.
- Сколько у вас сегодня было уроков? - спросил дедушка у Алины.
- Четыре, только я оставалась ещё на хореографию, а занятия отменили…
- Всё понятно, - сказал дедушка в трубку. - У них отменили хореографию… Не беспокойтесь, я побуду с вашей дочкой, пока вы доберётесь до школы.
Девочка совсем уже успокоилась, когда появилась её запыхавшаяся мама. Она принялась обнимать дочь и благодарить Машиного дедушку.
- Да я всего лишь догадался вам позвонить, - сказал дедушка, - а успокаивал её весь второй класс.
- Да, - подтвердила Алина. - Вот смотри, что мне подарили!
И она стала выкладывать на скамейку конфеты, наклейки, магнитики…
В пятницу на уроке Марина Александровна, как и обещала, повела рассказ об окружающей среде.
- Очень давно на Земле жили первобытные люди, которые не умели строить жилища и добывать огонь. Они охотились на птиц и зверей, чтобы добыть себе пищу, сделать одежду из звериных шкур. Ночью они укрывались от хищников в пещерах. А хищные звери охотились на людей, и те часто погибали. И так продолжалось из года в год многие столетия. Окружающая среда была враждебной к людям… Ты что-то хочешь сказать? - спросила она, заметив, что Маша тянет руку.
- А у нас на этой неделе среда была не враждебной, а дружелюбной…
- Да, да! - вскочила с места Катя. - Можно я расскажу?
- Мы девочке из первого класса помогли, - перебила её Наташа Пчёлкина. - Она плакала, а я ей свой пирожок хотела отдать.
- А я подарила наклейку!
- А я - конфету!..
- Молодцы, - похвалила ребят Марина Александровна. - Но я ещё не закончила.
Когда урок подошёл к концу и оставалось ещё немного времени, Кате удалось-таки рассказать, как было дело.
А Саша Гусаров потрогал свой фингал и произнёс задумчиво:
- А окружающий вторник у меня был враждебным…
[в пампасы]
|