Маша Лукашкина
Мой друг Буратино
(из книги "Стойка на руках на уроках ботаники")
Когда я была маленькая...
Воспоминания, или Жизнь до школы
Разочарование
В три с половиной года я разочаровалась во взрослых.
Я попросила маму:
- Нарисуй мне кошку.
Мама нарисовала, совсем не так красиво, как рисуют в книжках. Тогда я попросила
маму нарисовать птичку. Но и птичка получилась у мамы не лучше.
Я попросила маму постараться и нарисовать хорошо, ведь она ВЗРОСЛАЯ! А мама
ответила, что рисунки в книжках рисуют художники, а обычные взрослые рисовать так
не могут.
До трёх с половиной лет я была уверена, что взрослые могут всё.
Мой друг Буратино
В детстве у меня был друг - пластмассовый Буратино. Я повсюду его за собой таскала и за
стол с собой рядом сажала.
Однажды папа спросил, какой подарок я бы хотела получить на день рожденья. И я
ответила, что живую обезьянку. Из зоопарка.
Папа сказал:
- У тебя же есть друг Буратино.
И тогда я бросила Буратино на пол.
Я рассказать не могу, как рассердился папа.
А меня крокодил
После лета я пришла в детский сад и увидела новенького мальчика. С пластырем на щеке.
- Больно было? - спросила я его.
Он понял и ответил:
- Меня пчела укусила… Очень больно.
И тогда Ленка Ершова сказала:
- А меня собака укусила. За руку. Когда я к её миске подошла…
А Димка сказал:
- А меня в прошлом году змея… Ужас!
И тогда я сказала:
- А меня крокодил. - А потом добавила, чтобы на правду похоже было: - Когда я его
огурцом кормила.
И все замолчали.
Полетели-полетели
Мы в детском саду играли с Наташкой в дочки-матери. Я была дочкой, а Наташка мамой.
Игорь глядел-глядел на нас и вдруг говорит:
- Давайте я вашим папой буду. Хотите, в Турцию вас отвезу? На самолёте. Только вы
сначала вещи свои соберите.
Тогда Наташка принесла из раздевалки большой платок и стала в него игрушечную
посуду увязывать. А я взяла на руки плюшевую собаку Тимку, потому что испугалась,
что иначе Тимку в самолёт не пустят. А потом Ленка Ершова нарисовала нам красивые
билеты. Мы сели в самолётные кресла, каждый в своё, а Игорь взял в руки руль от
машины и стал его крутить, надув щёки. Игорь загудел: "У-у-у!". И мы…
полетели-полетели!
Было здорово, но пришла нянечка с кастрюлями, которые пахли капустой, и нам
пришлось сдвинуть самолётные кресла в сторону.
После тихого часа Игорь сказал:
- Мы ж ещё не прилетели, давайте снова играть.
Мы попробовали, но… это было уже не то. И тогда Наташка-мама посмотрела в окно и
сказала:
- Нелётная погода. Туман.
Женя не хочет быть зайчиком
Когда моя старшая сестра Женечка ходила в детский сад, её там очень любили. Однажды
маме с папой позвонила заведующая детским садом и сказала:
- Вы всё-таки уговорите свою Женю. Почему она не хочет на новогоднем утреннике быть
зайчиком? Мы все очень просим её быть зайчиком.
А Женя как услышала, сразу кричать и плакать начала:
- Не буду зайчиком! Буду снежинкой!
- Ладно, - сказала мама, - если хочешь быть снежинкой, я сошью тебе белую юбочку и
шапочку с кружевами.
На новогодний утренник пришло много народу. И все долго хлопали, чтобы утренник
начался. И занавес открылся, и мы увидели зайчика. Зайчик сидел на пеньке и
принимал от всего леса подарки, а после пел песенку о зиме. А вокруг зайчика
кружилось много снежинок, и одной из них была наша Женечка.
- И от этой роли Женя отказалась? - спросила мама, когда увидела зайчика.
А папа ей ответил:
- Ты посмотри, как счастлива наша девочка.
Урок от феи
Мы с папой ходили в Музей минералов. Я очень любила ходить в музеи с папой, потому
что он всегда покупал там что-нибудь. В Музее минералов продавались камушки и
открытки. Папа купил мне красный камень. Я положила его в карман и попросила купить
ещё один, с белыми полосками. Папа купил и с белыми полосками. А мне захотелось ещё
и голубой.
Папа ответил:
- В другой раз, Ирочка.
А я сказала ему:
- Ну хоть открытку купи.
А он опять ответил:
- В другой раз, Ирочка.
А рядом стояла старушка, очень похожая на фею. Крошечного роста, в высокой шляпе
и с палочкой.
Она постучала палочкой по красивому мраморному полу и сказала:
- Ирочка, научись говорить себе "хватит".
Интуиция
Когда на уроке математики Татьяна Алексеевна с недоумением
глядит на нас, а потом спрашивает:
- Ну, и что здесь получится в ответе? А? - я сразу могу ответить, даже если не знаю.
Конечно, в ответе получится ноль. Почему, объяснить не могу, но ноль, я уверена. А
когда кто-то в чём-то уверен, а почему уверен, он сразу объяснить не может, это и
есть интуиция. Так сказала мне Женя.
Я никогда не буду отличницей. Я неправильно ставлю запятые, я не умею так же, как
Мамаева Света, красиво раскрашивать контурную карту, я постоянно забываю, в каком
году было Ледовое побоище… И вообще, я стесняюсь делать подскоки на месте, когда у
нас физкультура.
Но интуиция у меня есть!
Недавно на контрольной мы решали задачу о том, как цена на нефть сначала поднялась на
десять процентов, а потом на десять процентов упала...
Половина нашего класса написала, что цена в итоге осталась такой же, как была.
Наверное, если бы меня спросили об этом просто так, я бы не задумываясь ответила так
же… Но… Разве дали бы нам на контрольной такую простую задачу? И зачем тогда лишнее
условие о том, сколько эта нефть стоила вначале? Моя интуиция сработала сразу, и я
задумалась… И решила задачу правильно.
Неужели у половины класса нет интуиции?
У меня не выходит пятёрки по математике, потому что я по невнимательности делаю
ошибки, когда перемножаю два трёхзначных числа столбиком, а ещё я неаккуратно рисую
графики. У меня по математике четвёрка, поэтому моя мама очень удивилась, когда на
родительском собрании Татьяна Алексеевна сказала ей, что математическое воображение
у меня есть… А возможно, и математические способности найдутся.
Моя мама - сама математик. Она пришла с родительского собрания, внимательно
поглядела на меня и спросила:
- Ира, чему равна вероятность невозможного события?
И я сразу ей ответила:
- Нулю.
И мама радостно закричала:
- Верно!
Ящик Почемучки
Один из самых больших праздников в нашей школе - родительское
собрание.
Правда, если говорить о других праздниках, таких, как Новый год или День святого
Валентина, то все мы с нетерпением ждём, когда они начнутся. А если о родительском
собрании, то все мы ждём не дождёмся, когда оно кончится.
Чем дольше длится собрание, тем больше наших собирается у школьного крыльца, тем
интереснее кажется нам то, что происходит сейчас там, за малиновыми занавесками на
третьем этаже. А небо всё темнеет и темнеет. И почему-то всегда в день родительского
собрания на нём высыпают звёзды.
Но вот с крыльца, как с трапа причалившего корабля, сходят наконец наши мамы…
Разгорячённые, взволнованные.
Тут надо сказать, что мамы, конечно, у всех разные. Моя, например, ни за что не
признается, какой базар был на родительском собрании… Но некоторые не выдерживают,
делятся с детьми впечатлениями. Так что слухи всё же просачиваются: что говорят
разные учителя и о ком.
Например, о Вале Сапегиной: "Девочка старательная. Пашет и пашет! И вы ещё увидите,
какой урожай соберёт она со своего поля".
Или о Ване Репкине: "Все его четвёрки только благодаря его обаянию. Уж такой он
улыбчивый! Прямо Колобок из сказки! Однако не радуйтесь, мама, на каждого Колобка
своя лиса найдётся..."
А на последнем собрании всем родителям велели идти в актовый зал. И завуч сказала им
то, что постоянно говорит и нам: что у нас нет никакого интереса к учёбе, никакого
взгляда в будущее, а только телевизор, компьютер и тридцать три других удовольствия.
А ещё она попросила наших родителей вспомнить, когда мы в последний раз задавали им
серьёзные вопросы.
В общем, после того как собрание кончилось, папа отличника Карасёва сказал нашей
Тамаре Семёновне, что хорошо бы повесить в нашем классе ящик Почемучки.
Через несколько дней дедушка Тани Петровой - он и мебель в классе ремонтирует, и
коньки Тане точит - принёс в школу деревянный ящик, похожий на почтовый, только
побольше и совершенно новый. Ящик вкусно пах ёлочкой.
- Завтра классный час, - напомнила Тамара Семёновна. - Времени у вас не так много,
поэтому прямо сейчас пишите свои вопросы и опускайте их вот сюда. Можно инкогнито. -
И она призывно похлопала по ящику рукой.
- А что такое "инкогнито"? - спросила Валя Сапегина.
- Это значит, что вы пишете серьёзно, ответственно, но имени своего в конце не
называете, чтобы никто не знал, от кого вопрос.
Вот тут нам стало по-настоящему интересно. Мой сосед Мишка Егоров вырвал листок из
тетрадки и начал торопливо строчить что-то, прикрывая написанное ладошкой. Я
обернулась к Вале, чтобы спросить, нет ли у неё лишнего листочка; она сердито
шикнула на меня, будто я подглядеть за ней хочу.
Каждый писал свой вопрос втайне от других. Инкогнито так инкогнито.
Весь следующий день мы сидели в школе как на иголках. Только прозвенел звонок с
последнего урока, мы рванули на третий этаж.
Тамара Семёновна уже ждала нас. Она удивилась, как быстро все расселись по местам,
сказала, что мы молодцы, и тут же начала классный час: сняла со стены ящик
Почемучки, отперла его и как фокусник запустила в него руку…
"Почему у Тани Петровой коса толще, чем у Тани Рощиной?" - прочитала она вслух
первую записку.
"Почему рыба так плохо пахнет (особенно жареная)?"
"Как сняться в рекламном ролике?"
"Куда делают уколы черепахе?"
"Кто возьмёт на работу мальчика 12-ти лет?"
Тамара Семёновна пробежала глазами несколько следующих записок… Некоторые с
непроницаемым видом порвала.
- И это всё? - с недоумением спросила она.
- Нет, не всё! - с пятой парты ответил ей троечник Антонов. - Я хочу спросить:
"Когда Тамара Семёновна отпустит нас домой?"
Ответ учительницы потонул во всеобщем хохоте. Несколько минут она стояла у доски с
поднятой рукой, призывая нас успокоиться, потом перевернула ящик. Из него выпала ещё
одна, свёрнутая в трубочку, записка. Класс притих. Тамара Семёновна раскатала её и
нахмурилась…
"Почему Земля вертится?" - делая ударение на каждом слове, прочитала она. Антонов
даже присвистнул. Все посмотрели на отличника Карасёва.
- Это не я! Честное слово! - отчаянно выкрикнул Карасёв.
- А кто? - спросила Тамара Семёновна, обегая глазами класс.
Я неохотно подняла руку.
- Ну… видишь ли… - замялась Тамара Семёновна, - вращение Земли - это сложный вопрос.
В старших классах вы будете изучать физику и астрономию… Тогда узнаете и это…
Она сгребла записочки в кучу и бросила обратно в ящик… Потом неожиданно весело
поглядела на нас и сказала:
- Да-а… Не получилось у нас ни с вопросами, ни с ответами. Извините, дети!.. А ящик
Почемучки пусть висит. С ним в классе намного красивее стало! - и она повесила ящик
обратно на стенку.
Я шла домой и думала: "А что говорят на родительских собраниях обо мне? Съест ли
меня лиса? Какой урожай соберу я со своего поля?" На эти вопросы моя мама никогда
прямо не отвечает…
Детские обиды
Вчера папа назвал меня дылдой.
Если бы он просто сказал мне, что я уже взрослая… Я бы ни капельки не обиделась. Но
само это: ДЫЛ-ДА… ДЫЛ-ДА… Противное слово!
А случилось это в гостях у Ивановых, потому что перед тем, как к ним идти, папа
купил Петьке, их маленькому сыну, компьютерную игру "ЦЕЗАРЬ-III".
Я стала объяснять Петьке, как в неё играть и как на пустом месте возводить город,
чтобы для жителей там было все: и дороги, и вода, и дома, и больницы, и даже театр.
А потом я так увлеклась игрой, что и говорить с Петькой перестала. Да и когда мне
было, если в городе начался пожар и мне надо было скорей тушить его?.. Вот я и не
обратила внимания, что Петька уже не стоит у меня за спиной, а ходит по дому и
хнычет.
А когда на мой город напали враги, пришёл мой папа и привёл Петьку, и сказал, чтобы
я немедленно встала и дала поиграть ребёнку. И это слово нехорошее сказал: ДЫЛ-ДА.
Я встала, оделась и ушла из гостей. И пока я домой шла, я все-все свои обиды
вспомнила. И то, что мама отказалась купить мне прикольную футболку с надписью
"SADIST", и то, что мне несправедливо двойку по географии поставили за то, что я
не ту страницу учебника дома прочитала. Я вспомнила даже то, что бабушка, когда
вязала мне в детстве свитер, связала его не с зайчиком, как я просила, а просто с
орнаментом, потому что схему вязания зайчика не нашла…
И чем больше я вспоминала, тем хуже мне становилось. И даже ноги мои домой не шли.
Поэтому я долго по улицам бродила…
- Ну, не дуйся. Ведь ты неправа, - сказал мне дома папа. - Это детство в тебе
играет. Наверное, оттого, что мы с тобой давно на небо не смотрели. - И папа снял
со стены морской бинокль.
Мы вышли на балкон. Небо оказалось ясным, без облачка. А луна была полная-полная.
И такая ослепительная!
А когда мы на луну в бинокль посмотрели, я увидела, какая же она на самом деле
непростая. И что глубокие ямы на ней. Ну кто бы мог такое предположить, глядя на
луну издали!
И вообще, я подумала, как сложно всё в мире устроено. И этот прохладный космос, и
мерцающие звёзды, и яркая Венера, о которой сейчас рассказывает мне папа…
И вдруг я на одну секундочку вспомнила, как нехорошо получилось в гостях… И
почувствовала, что мои обиды детские.
[в пампасы]
|