Я думаю, папа всё же не сильно переживал, что у него родилась дочь, а не сын. Однажды он только для того,
чтобы я не боялась есть смородину прямо с куста, на котором, как неожиданно выяснилось, грелась зеленоватая извивающаяся гусеница,
положил эту кривляку себе на язык ("Не куфается, витишь?"). И стоило ему выпить лишнюю рюмку за праздничным столом, он вставал во
весь свой немаленький рост, упирал руки в ремень - крылышками, и торжественно объявлял: "Посмотрите, а у меня есть дочь!" Нежная
синь лилась из-под его лохматых бровей. Папа кратко оглашал список моих достижений (пятёрка по литературе, рассказ в стенгазете) и
заканчивал фразой: "А ещё она на фортепиано играет". Тут он смущённо "хлопал крылышками", взглядывал на меня и просил: "Доча, давай
"Калинку-малинку"! А?"
Ну кому это понравится?
Во всех домах, куда мы хаживали с родителями в гости, мальчики и девочки садились на вертящиеся стулья, а если на обыкновенные, то
подкладывали под себя стопки нот, - и родительское счастье текло рекой под мелодии Чайковского, Моцарта или Баха. Я же за пять лет
домашних уроков дальше "Калинки-малинки" не продвинулась. Ещё тремя пальцами стучала "Полюшко-поле" и (со слезой на глазах)
"Опустела без тебя земля". Вот и весь репертуар "на память".
Единственным выходом избежать позора было считать рюмки, которые поднимал папа за праздничным столом. Уже четвёртая по счёту грозила
мне опасностью. Чувствуя, что ещё чуть-чуть и папа "захлопает крылышками", я особым - "магнитным" - взглядом притягивала мамины
глаза к папиной стопке. В этот момент она как всегда что-то рассказывала и успокоительно опускала бровки вниз: дескать, ещё ничего
страшного, доченька, кушай вкусненькое, дома только пюре осталось. Несколько минут мы с ней занимались лицевой гимнастикой. Заметив
наши упражнения, папа, желая показать себя молодцом, произносил популярный тост: "За прекрасных дам!" Воцарялось всеобщее оживление.
В этот момент я искусным движением базарного напёрсточника подставляла папе стопку с выдохшейся минералкой. Когда звучал следующий
тост, папа залпом её осушал. Прищуривал в блаженстве один глаз, а вторым, голубым и весёлым, косил на меня и громко, со смаком,
произносил: "Ух, крепкая водочка!" Хозяин дома поднимал со значением палец: "Так ведь "Пшеничная"!" От смеха я валялась под столом и
дрыгала ножками. Мама улыбалась.
В тот раз мы пришли к Волковым первый раз - на котлеты из лосятины. Волковы ещё недавно жили в Новосибирске, где и познакомились то
ли с папой, то ли с мамой. А переехав в наш город, решили "налаживать старые связи". За столом сидел и их сын - Серёжа. Я училась в
пятом классе, он - в седьмом. Уже это само по себе окружало его ореолом взрослой неизведанной жизни. Мама с тётей Реной вспоминали
Новосибирск. Папа вежливо слушал охотничьи рассказы Волкова, без аппетита ел котлету и замахивал стопку за стопкой.
Ещё одна - и начнётся "Калинка-малинка"…
А Серёжа мне сразу понравился. Он вовсе не переживал, что тратит время на такое пустое занятие, как праздничный обед с
девчонкой-малолеткой. У него были спокойные серые глаза и длинные ресницы, о которых я мечтала. Он внимательно слушал мать, тётю
Рену. Но не забывал и обо мне, чего нельзя было представить в самых прекрасных фантазиях о любом моём однокласснике или мальчишке с
нашего двора. Серёжа поглядывал на меня и подтаскивал к моему краю тарелки с колбасой и красными солёными помидорами. "Мой муж будет
именно таким", - поняла я за тем столом, а для верности этими же словами заодно помолилась и поклялась, покрываясь мурашками.
Но за спиной Серёжи мрачный рояль оттопырил крыло. И по знакомым корешкам нот я поняла, что играет на нём не тётя Рена и не её муж,
лосиный убийца Волков, а Серёжа. Папино предложение насчёт "Калинки" в присутствии Серёжи было равносильно тому, что с моих худых
тогда плеч взяло бы и свалилось синее платье с белым ажурным воротником.
Когда папа понёс к губам очередную стопку, я повисла на его руке и пискнула: "Хватит уже. Тебе много!" По его светлым брюкам
разлилась горькая лужа. Мама стала усиленно нахваливать селёдку "под шубой". Тётя Рена выпучила глаза, а с Волковым явно творилось
неладное. У него пропал взгляд. Его глаза перевернулись зрачками внутрь головы, а наружу выкатилась их слепая изнанка.
Сказочная тема обеда стремительно развивалась. Вдруг стали падать столовые приборы. Бац - из руки Волкова грохнулась вилка с
картошкой. Потом он даже не шевельнулся, а нож свалился сам собой. Следом - другой. И что-то ещё, стеклянное.
Тётя Рена подхватила нас с Серёжей и потащила из-за стола.
- Серёжа, Серёжа, вы уж тут как-нибудь сами, - шептала она крашеным ртом, запихивая нас в другую комнату.
Серёжа вздохнул и повернулся ко мне.
- Давай я тебе буду всякие штуки показывать, - сказал он и чуть улыбнулся. И я сразу же успокоилась под его внимательным взглядом.
У Серёжи всё было необычным, невиданным мной. Вначале он показал огромную линзу без оправы - дивно огромную и прозрачную каплю. Мы
рассматривали под ней южного блестящего жука, белый плоский камень в форме треугольника, весь утыканный дырочками ("Я его называю
"озябшее сердце"", - сказал Серёжа) и свои ладони с линиями непонятно каких судеб. Потом Серёжа достал два спичечных коробка,
обмотанных верёвочкой. На дне коробочек была дырка, туда просунута суровая нитка, которая крепко обматывала спичку.
- Жаль, что ты живёшь не в соседнем доме, - сказал он. - Мы говорили бы, когда захотели, без всяких телефонов.
От этих слов я потеряла вес тела и зависла над Серёжей нежным облачком вверх ногами. Он приложил к моему уху раскрытый коробок, а
сам взял другой и отошёл к окну. Между нами натянулась верёвочка. "Здравствуй!" - зашуршал в ухе Серёжин мохнатый шёпот. Я впервые
почувствовала другого человека так рядом. "Здравствуй!" - выдохнула, цепляя губами шершавый коробок. Это было моё первое признание в
любви.
- Знаешь, - сказал Серёжа, - родные люди могут узнать друг о друге и на расстоянии. Помнишь, в сказке, если находили нож и на нём
проступали капельки крови, значит, с другом случилась беда?
Я кивнула, хотя ничего такого ещё не читала. Я ждала: сейчас, вот сейчас он мне подарит жука, а ещё лучше "озябшее сердце", чтобы я
всегда знала, что с ним происходит и не случилась ли с ним беда.
- А ты кем хочешь стать? - спросила я.
Он думал. Я чувствовала: он решает, можно ли мне доверить что-то важное для него.
- Ты не смейся. Пожалуйста, - сказал Серёжа, и его челюсть двигалась так, будто в неё всадили десять замораживающих уколов. - Я
хочу, чтобы у меня был сын. И мы бы с ним никогда не расставались. Даже во сне. Мы бы летали с ним над морем.
Так получилось, что после этого мы не виделись с Серёжей. Родители почему-то вежливо отказывались от новых приглашений и к нам
Волковых не звали, хотя я очень просила. "Не срастается", - неопределённо бурчал папа.
А потом позвонила тётя Рена. Трубку взяла мама...
- Как? Когда?
Серёжа застрелился из охотничьего ружья своего отца. Никого дома не было.
- Ты понимаешь, Волков её бил, смертным боем! Напивался и бил! - рассказывала мама вечером, ставя перед отцом тарелку. - А Серёжа
не мог этого переносить. Тонкий, ранимый мальчик. Как он играл "Болезнь куклы" Чайковского! В записке он отца даже не назвал никак.
Просто написал: "Теперь он тебя бить не будет". О чём Рена раньше думала?! А сейчас разводится. Просит денег занять, чтобы выкупить
у Волкова квартиру. Говорит, туда Серёженька дорогу знает. Полоумная! Упустят ребёнка, а потом чудо подавай! Не могу этого слышать
даже! Не надо всего этого! Не хочу!