Ксения Драгунская
Все мальчишки - дураки!
или
И вот однажды
сказка с невероятными превращениями
и счастливым концом
для всех, кто любит похохотать
У ч а с т в у ю т :
П и с а т е л ь П у м п о ч к и н,
он же П у м п о ч к и н в д е т с т в е
Ц а р ь
М и л и ц и о н е р
Г р а б и т е л ь н и ц а
Д е в о ч к а А н е ч к а
П р и н ц К у з я
У ч и т е л ь н и ц а
П и р а т
Н и к и т а Е г о р о в и ч
В р е д и н ы в ш к о л е
М а м а А н е ч к и
П а п а А н е ч к и
Х у л и г а н с к и й д е д у ш к а м и л и ц и о н е р а
Л ы с о е Ч у д о в и щ е
П а п а с п у ш и с т о й б о р о д о й
Однако нет никакой необходимости занимать целую толпу актёров. Опыт показывает, что один и тот же
актёр с лёгкостью справляется с ролью Милиционера и Папы с пушистой бородой. Анечку и Маму Анечки
играет одна актриса, Пирата, Никиту Егоровича и Хулиганского дедушку - один актёр. Свита Царя,
школьные Вредины, ученики в барабанной школе и толпа женихов - это всё одни и те же люди. Таким
образом, человек в восемь можно запросто уложиться. "Все мальчишки - дураки!" московского театра
"Апарте" стал самым весёлым и аншлаговым спектаклем в Москве.
Тишина. Полумрак. В большом гамаке, укрывшись клетчатым пледом с бахромой, кто-то спит. Гамак тихо
покачивается.
На сцену выруливает на велосипеде Царь в короне. Подъезжает к гамаку, приподнимает плед, заглядывает.
Из-под пледа раздаётся перепуганный вопль, и тут же знаменитый Писатель Пумпочкин садится в гамаке в
окружении подушек и подушечек.
Ц а р ь. Тсссс! Шшшш!
П и с а т е л ь. Безобразие! Разбудили!
Ц а р ь. Вы - писатель Пумпочкин?
П и с а т е л ь. Да. Я Пумпочкин. Писатель. А вот вы кто?
Ц а р ь. Я - Царь.
П и с а т е л ь. (Надевает пенсне. Щурится. Недоверчиво разглядывает Царя.) Ох,
ваше величество, ну сколько можно? Всегда эти цари на велосипедах ездят, писателей будят...
Ц а р ь. Шшшш. Тсссс! (Начинает раскачивать гамак, чтобы утихомирить недовольного Писателя.) А ещё писатель!
И не какой-нибудь, а сам Пумпочкин! Целыми днями спите в гамаке, а в родной стране творятся
страшные ужасы...
П и с а т е л ь. Какие ещё ужасы?
Ц а р ь. Объявлена тревога.
П и с а т е л ь. Почему тревога?
Ц а р ь. Чрезвычайное происшествие!
П и с а т е л ь. Да в чём дело-то?
Ц а р ь. Пропал папа. Папа пропал.
П и с а т е л ь. Какой папа?
Ц а р ь. Хороший очень. Замечательный папа. Просто чудесный. С большой пушистой бородой.
П и с а т е л ь. А у кого он пропал?
Ц а р ь. Ну как у кого? У детей конечно же. У бедных крошек. (Рыдает.)
П и с а т е л ь. Какой ужас! И вместо того чтобы искать бородатого папу, вы катаетесь на
велосипеде? Надо срочно что-то делать! Немедленно! (Хочет встать, дёргается, запутывается в
гамаке.) Искать папу!
Ц а р ь. Да нашли уже. Его захватило в плен Лысое Чудовище. Чтобы делать из папиной
пушистой бороды парики. И бедного папу теперь держат в шкафу, где недоеденная банка варенья из
молодых мухоморов и мышиные хвостики.
П и с а т е л ь. Так значит, надо скорее освободить папу! Идти войной на Лысое Чудовище!
Пусть отдаёт!
Ц а р ь. Папу Лысое Чудовище ни за что не отдаст. Поэтому папу придётся выкрасть.
П и с а т е л ь. Выкрасть?
Ц а р ь. А для этого надо усыпить Лысое Чудовище.
П и с а т е л ь. Уколом? Или колыбельной песенкой?
Ц а р ь. Такое на лысых чудовищ не действует. Усыпить можно только сказками. Лысое Чудовище
обожает сказки. Так что, уважаемый писатель Пумпочкин, вот вам царское и правительственное
задание. Сочинить сказки для Лысого Чудовища.
П и с а т е л ь. Какие сказки? Не знаю я никаких сказок. Я писатель взрослый. Серьёзный.
Я про любовь пишу. Вот, послушайте. (Листочки и клочки вынимает из-за пазухи, читает с
подвыванием.) "Я люблю тебя, Ммммаша", - сказал Карл Иваныч и почесал за ухом. "Кыш,
противный", - ответила Маша, ковыряя в носу.
Ц а р ь (в восторге, растрогался чуть не до слёз). О, какая прекрасная, красивая,
грустная и серьёзная книжка про любовь... О!
П и с а т е л ь. Я ещё и не такое могу.
Ц а р ь. Вот и напишите сказки. Побольше. Посмешнее. Про любовь. И с хорошим концом.
Только быстро.
Садится и быстро уезжает.
П и с а т е л ь. Сказки. Никогда в жизни не сочинял сказок. Из чего они вообще сочиняются?
Жил-был царь... Нет, не то. Жили-были рыжие летучие сосиски... Опять не то... А, вот! Жил-был суп
с котом и пироги с котятами... Тьфу ты, ерунда какая-то получается... Ах, голова разболелась...
Ох! Ах! Доктора! Доктора!
Слышится свисток. Вбегает Милиционер.
Писатель вытаращивает на него глаза.
П и с а т е л ь. Я же просил доктора!
М и л и ц и о н е р. Ага, значит простой милиционер вам ни к чему? Всё, я обиделся.
(Уходит.)
П и с а т е л ь. Постойте, постойте. Идите скорее сюда.
М и л и ц и о н е р. (Возвращается и начинает лечить Писателя. Свисток и жезл как
врачебная трубочка для прослушивания.) Руки за голову! Ноги шире! Дышите! Не дышите! Так,
всё ясно... Голова разболелась, потому что сказки для Лысого Чудовища придумать не можете.
П и с а т е л ь. Что же делать, а? Помогите, доктор. То есть милиционер.
М и л и ц и о н е р. А вы попробуйте вспомнить, как вы были маленьким.
П и с а т е л ь. Маленьким? Маленьким... Но я никогда в жизни не был маленьким! Я всегда
был взрослым. Большим. Писателем. Пумпочкиным.
М и л и ц и о н е р. Нет, вы точно раньше были маленьким. Просто вы забыли. Вам обязательно
надо вспомнить, как вы были маленьким. (Пишет рецепт.) Попробуйте три раза в день громко
орать. Пять раз в день пронзительно визжать. Шесть раз в день садиться на велосипед, проезжать на
всей скорости по лужам, поднимать ноги и ужасно вопить. Прыгать с разбегу в кучи осенних листьев.
Делайте лечебную гимнастику. Регулярно ходите на голове. Почешите левой ногой правое ухо. Если
своё ухо не получится почесать, почешите ухо какого-нибудь соседнего дедушки. Только своей
собственной ногой. Должно помочь. А главное, по ночам деритесь изо всех сил подушками.
П и с а т е л ь. С кем, доктор? То есть, простите, милиционер? У меня никого нет.
М и л и ц и о н е р. Так заведите себе кого-нибудь. Пригласите в гости. Ну, успехов вам.
(Свистит в свисток и исчезает.)
Писатель стоит как остолоп. Глядит в бумажку с рецептом. Несколько раз нелепо подпрыгивает.
Орёт. Взвизгивает. Вскакивает на велосипед, едет, орёт. Пытается ходить на голове и чесать
левой ногой правое ухо. Потом ухо кого-нибудь из публики.
Останавливается. Вздыхает.
Ложится в гамак.
Наступает ночь. Таинственные шорохи и скрипы. Стук в стекло. Звон разбитого стекла. Писатель
вскакивает. Появляется Грабительница с пистолетом. Вся увешана ножами, автоматами, пулемётными
лентами. (Может быть, тащит на верёвке за собой пулемёт?)
Г р а б и т е л ь н и ц а. Ни с места! Вооружённое ограбление!
П и с а т е л ь. Караул! На помощь! Ааааа! (Хватает подушку и что есть силы лупит
Грабительницу. Грабительница хватает другую подушку и отбивается. Некоторое время дерутся
подушками. Ни с того ни с сего раздаётся торжествующий вопль Писателя.) Ура! Помогло!
Подействовало! (Застывает на месте, прислушиваясь к себе.)
Грабительница спешно набивает карманы безделушками и вещами.
П и с а т е л ь. Вспомнил! Раньше я был маленьким! Давным-давно! В детстве! Когда я был
маленьким! Я! Был! Девочкой!!!
От изумления Грабительница всё роняет их рук.
Г р а б и т е л ь н и ц а. Как же вы потом в дядьку-то превратились?
П и с а т е л ь. А вот это я ещё не вспомнил! Я был девочкой! Девочкой! Анечкой! И со
мной всё время случались невероятные истории!..
Музыка, затемнение, ещё что-нибудь.
Девочка Анечка в юбочке, с бантиком и папкой "мюзик" весело скачет по сцене и прискакивает
в музыкальную школу, где учится по классу барабанов. Плюхается на стул. Что есть силы
ударяет по барабану. Из-за самого большого барабана появляется Мальчик.
А н е ч к а. Ты кто?
М а л ь ч и к. Я новенький.
А н е ч к а. Подумаешь, новенький.
М а л ь ч и к. Я зато ушами шевелить умею.
А н е ч к а. Ну да!
М а л ь ч и к. Вот, смотри.
А н е ч к а. А я зато язык трубочкой сворачивать могу!
М а л ь ч и к. Это как?
А н е ч к а. А вот! (Сворачивает язык трубочкой и показывает.)
М а л ь ч и к. А научи меня, а?
А н е ч к а. А ты меня за это научишь ушами шевелить, чур!
Мальчик и Анечка сворачивают языки, шевелят ушами.
А н е ч к а. А я зато всякие рожи строить умею!
М а л ь ч и к. Сострой хоть одну!
А н е ч к а. Пожалуйста! (Строит рожу, Мальчик чуть не падает со стула.)
М а л ь ч и к. А я вот какую! (Строит рожу.)
Строят друг другу рожи и веселятся.
М а л ь ч и к. А теперь давай врать!
А н е ч к а. Конечно, давай. Обожаю врать! Я зато на завтрак три тарелки супа с вареньем
съедаю!
М а л ь ч и к. Хахаха, ну и что? А я зато на первое всегда ем третье, а на второе - просто
громко подпрыгиваю и играю на гитаре.
А н е ч к а. А я зато на гитаре ножными пальцами играть умею!
М а л ь ч и к. А мой дедушка зато с тридцатого этажа свалился. И ему ничего не было.
Отряхнулся и дальше пошёл.
А н е ч к а. Ну и что! Зато в мою бабушку космонавт влюбился, он меня скоро на ракете
покатает!
М а л ь ч и к. Хахахахаха!
А н е ч к а. А теперь давай дразниться!
М а л ь ч и к. Я первый! Я первый! Эй, ты - вобла! Редиска! Селёдка!
А н е ч к а. А ты лысый бублик!
М а л ь ч и к. А ты сушка дырявая!
А н е ч к а. А ты - деревянное стекло!
М а л ь ч и к. А теперь давай знаешь что?
А н е ч к а. Что?
М а л ь ч и к. Давай колбаситься!
А н е ч к а. А колбаситься - это как?
М а л ь ч и к. Это вот так. (Изображает.)
А н е ч к а. Ну, разве так колбасятся? По-настоящему колбаситься надо вот так...
(Показывает.)
Оба колбасятся со страшной силой. Слышатся "шаги Командора".
А н е ч к а. Ай! Учительница идёт!
Дети садятся на свои места и замирают. Трясутся от страха.
Входит Учительница жутковатой наружности. На голове у неё - башня. Такая высокая причёска,
вроде халы.
У ч и т е л ь н и ц а. Та-ааак! (Потягивает носом.) Пахнет чем-то... Хулиганским.
Ага! Бесились. И не только. Мало того что бесились. Вы ещё и колбасились...
Д е т и. Можно выйти?!
У ч и т е л ь н и ц а. Нет. Бесились и колбасились... Давайте дневники. Пишу замечание. А
это что ещё за безобразие? Новенький! Покажи справку, что у тебя нет глистов, муравьёв, тараканов,
крокодилов, лишая, свинки, мышки и чумы болотной! (При этом Учительница может больно колоться
длинной палочкой - то ли указкой, то ли барабанной.)
М а л ь ч и к. Извините, я справку дома забыл.
У ч и т е л ь н и ц а (колет палочкой). А беситься и колбаситься ты почему-то не
забыл? А вот голову ты дома не забыл? Девочка Анечка! (Анечка вздрагивает и вытягивается как
солдат по стойке "смирно".) Ну. (Колет.) Отвечай домашнее задание! Барабань музыку,
которую я на дом задавала!
А н е ч к а. Понимаете... Я выучить не успела... У меня вчера вдруг зуб выпал и так сильно
ухо заболело, что даже насморк начался...
У ч и т е л ь н и ц а. Ха! ха! ха! Подумаешь! Зуб у неё выпал! Вот у меня все зубы
давным-давно выпали, а я всё равно на работу хожу... Вот! (И вынимает изо рта огромную, как у
акулы, вставную челюсть.)
Дети ахают, охают, визжат, прячутся под стулья. Учительница любуется своими вставными
зубами, обтирает платочком, запихивает обратно в рот.
У ч и т е л ь н и ц а. Значит, бесились, колбасились и музыку не выучили. Всё. Вызываю
родителей. Родители! Эй, родители!
Слышатся звуки труб и фанфар. Выезжает в карете Царь со свитой.
Ц а р ь. Что тут у вас стряслось?
У ч и т е л ь н и ц а. Ой, ваше величество, тут такие противные дети! Я думаю, надо их
выпороть.
М а л ь ч и к. Папочка! У неё все зубы изо рта вынимаются. Забери меня отсюда!
(Бросается к Царю.)
Учительница хватается за голову и падает в обморок.
А н е ч к а. Ты что, правда принц?
М а л ь ч и к. Конечно. Я принц Кузя. Просто корону я не ношу, она с головы всё время
сваливается. А по телевизору я непохоже получаюсь.
Царь и свита приводят в чувство Учительницу. Она приходит в себя.
Ц а р ь. Послушайте, дорогая учительница. Неужели вам, когда вы были маленькая, никогда
не хотелось побеситься и поколбаситься?
У ч и т е л ь н и ц а. Нет! Когда я была маленькая, я всё время делала уроки. А по
выходным стояла в углу. Или ходила к зубному врачу. Да.
Ц а р ь. Это вы что-то путаете. Вы, наверное, уже забыли, как вы были маленькой. Наверное,
вы не читали царский приказ.
Через сцену протягивается транспарант "Приказ очень важной главности для всех взрослых -
вспомнить, как они были маленькими". (Может, ему там так во время спектакля и висеть?)
Ц а р ь. Но вы, главное, не волнуйтесь. Сейчас доктор сделает вам полезный для вспоминания
укол.
Является Милиционер с огромным шприцем. Учительница пугается. Небольшая погоня.
Учительница прячется за Царя.
Ц а р ь. Хорошо, хорошо. Без укола. Садитесь вот на этот специальный горшок и сидите, пока
не вспомните.
Учительница садится на огромный красивый горшок.
А н е ч к а. Знаете, чтобы лучше вспоминать, надо надеть на голову специальную
вспоминательную кастрюлю. (Надевает на Учительницу.)
П р и н ц. А сверху по этой кастрюле надо побарабанить специальную вспоминательную музыку!
(Стучит что есть силы.)
У ч и т е л ь н и ц а. Всё, хватит! Вспомнила! Ну конечно, вспомнила. Когда я была
маленькая, я была красавицей.
(Может, она заставляет их есть кашу. Чтобы хорошо барабанить, надо много есть. Кто не
хочет, тому кладёт её за шиворот. Потом ей тоже втюхивают кашу.)
Где-то на возвышении появляется Учительница в молодости. Это настоящая красавица - губки
бантиком, вся в кружевах.
У ч и т е л ь н и ц а. Я была красавицей! Я была самая-пресамая! Я стояла на балконе, а
там, внизу, всегда была толпа женихов.
Собирается толпа женихов. Они поют песни, играют на гитарах.
У ч и т е л ь н и ц а. Женихов было так много, что их приходилось разгонять водой из
шланга...
Женихов поливают водой. Мокрые женихи протягивают руки к красавице.
Ж е н и х и. Улыбнись нам, красавица! Ну хоть взгляни на нас...
У ч и т е л ь н и ц а. Никто мне нужен! Мне нужна только стая рыжих летучих сосисок,
которая каждый вечер появляется в небе.
И правда, в небе появляется стая Рыжих Летучих Сосисок.
Учительница машет сосискам руками, посылает воздушные поцелуи.
Женихи начинают охоту за летучими сосисками. Одни стреляют из пистолетов, другие -
из луков, третьи ловят сосиски сачками. Наконец могучему одноглазому жениху удаётся
поймать сосиски. Учительница тут же прыгает к нему в объятья.
У ч и т е л ь н и ц а. Этот храбрый парень стал моим самым главным женихом. Он был пират.
Немножко одноглазый, но зато с большими ушами. Мы уплыли с ним к тёплому морю... О мой прекрасный,
мой самый одноглазый бандит!
Отважный пират уносит Учительницу. Она машет всем руками. Все тоже ей машут.
Ц а р ь. До свиданья, до свиданья. На заслуженный отдых. Давно пора...
Кто-то из свиты вручает ей часы с кукушкой. Кукушка оглушительно кукует.
Ц а р ь. Ну, дети, не грустите. Скоро к вам придёт другой учитель по барабанам.
Анечка и Принц Кузя остаются одни.
П р и н ц. А знаешь что?.. Давай мы с тобой тоже поедем к тёплому морю?
А н е ч к а. А как мы туда доберёмся?
П р и н ц. Запросто! На велосипедах! Надо только всё время ехать берегом реки. Потом река
расширится, по ней начнут ходить пароходы…
А н е ч к а. И на попутном пароходе мы доберёмся до моря!
П р и н ц. На ужин мы будем есть только воблу!
А н е ч к а. Арбузы!
П р и н ц. И солёные огурцы!
А н е ч к а. А на завтрак целовать всех мохнатых бездомных собак!
П р и н ц. А потом я на тебе женюсь!
А н е ч к а. Хихихихихи! Влюбился! Влюбился! Влюбился!
П р и н ц. И ничего не влюбился. Просто женюсь и всё.
А н е ч к а. А вот фигушки.
П р и н ц. Почему это?
А н е ч к а. Потому что ты толстый.
П р и н ц. А я похудею.
А н е ч к а. Хихи!
П р и н ц. Отращу усы! Прославлюсь! И женюсь! На другой.
А н е ч к а. А вот фигушки.
П р и н ц. Опять фигушки...
А н е ч к а. Потому что ты дурак.
П р и н ц. Я - дурак?! Я двадцать три с половиной английских слова знаю.
А н е ч к а. Всё равно - дурак. Потому что все мальчишки - дураки. Вон, на заборе написано.
А на заборе всегда всё самое честное пишут.
Надпись на заборе крупными буквами: "ВСЕ МАЛЬЧИШКИ ДУРАКИ!"
Начинается Великая Битва девчонок и мальчишек. В ход идёт горохострельное оружие, яблочные
огрызки, кулаки, палки, рогатки.
В разгар битвы появляется человек в ластах, с рюкзаком, компасом, удочками, сачками,
лыжами и ещё с какой-нибудь дурацкой крупногабаритной ерундой. В него попадает "снаряд".
Человек падает, грохоча всей своей поклажей.
Дети перестают воевать и смотрят на него.
Человек обалдело обводит глазами детей.
Н и к и т а Е г о р о в и ч. Где я? Кто вы?
Д е т и. Мы дети.
Н и к и т а Е г о р о в и ч. Ах дети! Здравствуйте, дорогие дети! Я ваш новый учитель
Никита Егорович Грамматиков-Математиков-Прыжков. Сейчас займёмся художественным кувырканием...
Де в о ч к а. А барабанить?
Н и к и т а Е г о р о в и ч. Ещё не хватало - барабанить! Зачем барабанить, если вы
учитесь в кувыркательной школе?
Д е т и. Это не кувыркательная школа! Это барабанная!
Н и к и т а Е г о р о в и ч. Значит, я всё-таки заблудился... Ведь и вышел из дому за
три дня до начала занятий, и поймал подходящий троллейбус, и по компасу проверял, а всё равно...
До свидания, дорогие дети...
Д е т и. Нет-нет, погодите! Давайте лучше кувыркаться!
Н и к и т а Е г о р о в и ч. Превратим вашу барабанную школу в настоящую кувыркательную!
В с е. Уррррааааа!
Н и к и т а Е г о р о в и ч. А что вы все такие взлохмаченные? Какие-то взъерошенные?
И немножко побитые?
Д е в о ч к а. А у нас война потому что.
М а л ь ч и к. Битва мальчишек и девчонок.
А н е ч к а. Потому что все мальчишки дураки! Это я придумала!
Н и к и т а Е г о р о в и ч. Сама?
А н е ч к а. Сама! И на заборе написала, чтобы все знали!
Н и к и т а Е г о р о в и ч. Любишь вредничать?
А н е ч к а. Ага!
Н и к и т а Е г о р о в и ч. И мальчишек задирать?
А н е ч к а. Ой, прямо обожаю! Больше всего на свете! Вот как увижу мальчишку, тут же
хочется сделать ему что-нибудь вредное, больное и противное!
Никита Егорович задумчиво гладит Анечку по голове и что-то приборматывает.
А н е ч к а (настораживается). Вы что там такое бормочете?
Н и к и т а Е г о р о в и ч. А вот увидите, что завтра будет...
(Это ориентировочно может быть конец первой части.)
И вот на следующий день, когда все уже художественно кувыркались, в школьном дворе появился
новый мальчик. Это Писатель Пумпочкин в детстве.
В р е д н ы е д е в ч о н к и. А это кто такой? Ты кто ещё такой?
Мальчишка!
П у м п о ч к и н в д е т с т в е. Девчонки, вы что,
совсем, что ли? Это же я, Анечка!
В р е д н ы е д е в ч о н к и. Хихихи! Хахаха! Ничего себе Анечка! Разве
бывают такие Анечки? Сказал бы ещё, что ты Машенька!
И сами скорее из горохострельного оружия в него - пли.
П у м п о ч к и н в д е т с т в е. Ну девчонки, ну
правда, ну вот честное слово, вы что, меня не узнаёте?
В р е д и н ы. Ты что сюда пришёл? Наверное, влюбился в кого-нибудь, вот и ходишь. Ты из
какой школы? А если влюбился, то неси ранец! И сменку заодно! И вообще давай подарки дари!
Закидывают его ранцами и мешками со сменной обувью.
В р е д и н ы. Это сумасшедший мальчик. Это мальчик-псих. Он говорит, что он девочка
Анечка. Давайте скорее отведём его в больницу. Пусть ему сделают уколы от бешенства. Или лучше в
милицию.
И в это время прибегает Принц Кузя.
П р и н ц. Цыц, девчонки! Я всё знаю! Думаете, откуда тут взялся новый мальчик? А куда
запропастилась ваша Анечка? И почему у нового учителя по художественному кувырканию так много
всяких палочек, баночек и штучек?
Вредины собираются вокруг Принца, он им шепчет что-то, размахивая руками. В конце концов
слышится общий "АХ!" И тишина. Оторопевшие вредины замерли.
П е р в а я В р е д и н а. Так вот оно что...
В т о р а я В р е д и н а. Учитель-то - волшебник...
Т р е т ь я В р е д и н а. Он в наказание за вредность превратил Анечку
в мальчика...
В р е д и н ы. Какой ужас! Как ужасно быть мальчиком! Это же не похныкать лишний раз, не
поиграть в дочки-матери, бантик не завязать, юбку не надеть, не повоображать всласть, ничего
интересного... И в армии служить надо... А если он нас превратит в мальчишек?!
(От ужаса визжат.) Ой как страшно! Нет! Всё! Мы больше никогда не будем вредничать и
задирать мальчишек! Кузя, Кузечка... И ты, бедненький... Давайте мы вас лучше пожалеем,
приголубим, хотите пирожных, мороженого, газировки, давайте мы вас в цирк пригласим, давайте мы
сейчас сами в вас влюбимся. Ой, караул, уже влюбилась! И я! И я! Чур, ты на мне женишься! Нет,
на мне! Ой, мальчики, какие вы красивенькие!
Вбегают родители девочки Анечки.
П а п а и М а м а. Что тут такое? Кто превратился? Где
наша Анечка? Мальчик, ты кто? А что, он очень симпатичный. Мы как раз всегда хотели сына. Назовём
его Макакием!
П у м п о ч к и н в д е т с т в е. Акакием?! Не надо!!!
П а п а и М а м а. Акакием? Да нет же, Ма-ка-ки-ем!
П у м п о ч к и н в д е т с т в е. Не надо!!!
П а п а и М а м а. Ах, какое прекрасное, редкое имя!
В р е д и н ы. А можно я за вашего Макакия замуж выйду? Нет, я! Нет, я!
П а п а и М а м а. Выходите, девочки. Выходите хоть
все.
В р е д и н ы. Макакий! Хочешь пирожных? Хочешь в цирк? Хочешь мармелада в шоколаде? Ой,
смотри не простудись! (Укутывают, пихают вкусности, вытирают нос кружевным платочком, дарят
букеты цветов, в конце концов просто уносят за кулисы на руках.)
И вот из-за кулис выходит взрослый Писатель Пумпочкин в пенсне и шляпе. Устраивается
в своем гамаке. (Вместо гамака может быть кресло-качалка.)
П и с а т е л ь. И до чего же сладкая началась у меня жизнь! Девчонки все в меня тут же
влюбились, подарки стали дарить, конфетами угощать - эх, хорошо... Вот такая мальчишечья жизнь
мне понравилась, и я уже не стал превращаться обратно в девочку Анечку. Я так и остался мальчиком
Макакием, вырос и стал Макакием Сосипатровичем Пумпочкиным.
Ц а р ь, М и л и ц и о н е р и Г р а б и т е л ь н и ц а (аплодируют). Вот это да!
Вот это вспомнил так вспомнил! Вот так история! Такие истории только со знаменитыми писателями
приключаются!
М и л и ц и о н е р (откашливается). А я вот тоже вдруг вспомнил... Был я, короче,
маленьким таким... И был у меня дедушка. Страшный... Страшный такой хулиган...
Появляется милиционеров Дедушка. Он действительно страшный хулиган. На нём клешёные
тёртые джинсы с вышивкой, длинные седые, крашенные в зелёный цвет космы, украшения, серьга в
ухе, облезлая гитара в руках. На гитаре он страшно бренчит и поёт противным сиплым голосом
что-нибудь хулиганское на русско-английском языке.
Жалобный маленький Милиционер делает уроки.
Д е д у ш к а. Ну ты, веник! Чего ты там всё пишешь?
М и л и ц и о н е р. Правило "жи-ши пиши с буквой "и", дедушка.
Д е д у ш к а. Лучше бы из рогатки пострелял.
М и л и ц и о н е р. Дедушка, расскажи мне какую-нибудь сказку...
Д е д у ш к а. А ну-ка, веник, отвечай - как рыбы плавают?
М и л и ц и о н е р. Быстро!
Д е д у ш к а. Х-ха, быстро! Не быстро, а косяками. Ко-ся-ка-ми, поал, веник?
М и л и ц и о н е р. Понял.
Д е д у ш к а. А теперь отвечай, как черепахи ползают.
М и л и ц и о н е р (пищит). Косяками...
Д е д у ш к а. А черепахи - тащутся! Тащутся, ясно?
М и л и ц и о н е р. Ясно.
Д е д у ш к а (отвешивает ему щелбан). Веник!.. Пионер недорезанный...
Дедушка бренчит на гитаре, горланит песни.
М и л и ц и о н е р. Дедушка часто убегал из дому, наступал на лапы собакам, забывал
переводить старушек через дорогу. А уж если переводил, то они обязательно попадали под самосвал...
И вот однажды, когда дедушка уже совсем весь захулиганился и меня задразнил, я взял свисток,
пистолет и дубинку...
Д е д у ш к а. Эй ты, веник...
М и л и ц и о н е р (оглушительно свистит, несколько раз стреляет в воздух и орёт что
есть мочи). А кто так обзывается, тот сам так называется!!!
Неожиданно Дедушка притихает, поникает, как-то весь скукоживается и отправляется
в угол.
М и л и ц и о н е р. И мой хулиганский дедушка стал называться веником и целыми днями
тихо-тихо стоял в углу. А я вырос и выучился на милиционера!
Г р а б и т е л ь н и ц а (встаёт и поправляет автоматы, пистолеты и ножи, которыми
обвешана). А вот у меня тоже в детстве случай был - закачаешься. Когда я была маленькая, я
была очень... противная. Я всё время кусалась, щипалась, обзывалась и дралась. Но на самом-то
деле это всё было не потому, что я была такая противная. А просто я больше всего на свете любила
мириться. Чтобы вот так вот сцепляться мизинцами и говорить "мирись-мирись-мирись". Я так часто
со всеми мирилась, что у меня даже мизинец оттопыренный на всю жизнь остался. Вот! (Показывает
мизинец.)
В с е (разглядывают). И правда оттопыренный.
Г р а б и т е л ь н и ц а. И вот однажды осенью я гуляла в саду "Эрмитаж". И увидела очень
красивого мальчика... Ой. (Хватается за сердце.) Не могу говорить, волнуюсь...
Все на неё машут, дуют, успокаивают, создают условия.
Г р а б и т е л ь н и ц а. Он был такой красивый! Немножко кудрявый, задумчивый, и в
красном шарфике. И мне тут же захотелось с ним помириться. И долго-долго трясти мизинцами... Но
ведь чтобы помириться, надо сначала как следует поссориться.
В с е. Это точно! А как же иначе мириться?
Г р а б и т е л ь н и ц а. И я... И я стала... Ой. Не могу. Стесняюсь.
Все подбадривают и утешают Грабительницу.
Г р а б и т е л ь н и ц а. И я стала кидаться в него шишками, камнями, каштанами, желудями
и палками. (Кидается.) Но не попала. Тогда я подошла к нему поближе и изо всех сил показала
ему язык. (Показывает.) Бээээээээ! А он только улыбнулся.
Тогда я сказала:
- А у меня зато волосы рыжие!
Потому что я думала, что он сейчас начнёт дразниться и тогда уж мы точно поссоримся. А он
сказал:
- Красивые какие волосы!
И дал мне конфету. И я поняла, что я с ним никогда не помирюсь. Потому что не поссорюсь. И я
ушла... (Ревёт страшным басом.)
П и с а т е л ь (подскакивает как ужаленный). Вы?! Так это были вы?!
Г р а б и т е л ь н и ц а. Не может быть! Это вы?
П и с а т е л ь. Вот мой красный шарфик! Только он стал совсем маленьким, как носовой
платок. Я ведь думал, что вы обиделись, потому что я вам сосательную конфету дал, а вы хотели
кусательную! Вот! Возьмите, пожалуйста, шоколадную! Я специально для вас всю жизнь в кармане
ношу! (Огромная конфета.)
Писатель и Грабительница бросаются друг другу в объятья.
В с е. Какое счастье!
П и с а т е л ь. Наконец-то у меня есть вы! Моя собственная, ненаглядная грабительница!
Теперь мы с вами по ночам будем подушками драться!
Ц а р ь. Вот ведь как хорошо, когда взрослые помнят своё детство...
И тут слышатся всхлипывания.
В с е. Кто плачет? Где? Ты не плачешь? Нет, я не плачу вроде...
Появляется Лысое Чудовище.
Л ы с о е Ч у д о в и щ е. Как же вы тут всё здорово вспомнили! Какие
чудесные истории... Я так обрадовался, что даже расплакался. А знаете, я, когда был маленьким, я
был ... Знаете кем? Я был маленьким лысеньким чудиком... А потом я стал Лысым Чудовищем. И мне
всё время хотелось стать красавцем.
Все уговаривают Лысое Чудовище, что лысина ему очень идёт.
Л ы с о е Ч у д о в и щ е. Да уж, идёт, как же! Сами небось не лысые, а
вон какие лохматые все... Ну, ничего не попишешь. Должен же кто-то быть лысым. Вот я и буду лысым.
Я больше никогда не буду похищать бородатых пап. Я прямо сейчас его отпущу.
Открывает дверцу шкафа со скрипом.
В шкафу никого нет.
Папа появляется откуда-то сверху или сбоку.
П а п а. Да я уже сбежал от тебя давно, а ты всё ушами хлопаешь... Смотри, что я тебе
принёс! Мазь! Против лысины помогает! Полезная!
И Лысое Чудочище начинает с восторгом намазывать лысину. (Или папа приносит карандаши и
краски, чтобы раскрасить лысину?)
Ц а р ь. Видите, как всё хорошо получается, когда взрослые помнят, что они тоже были
маленькими. Папы! Мамы! Троюродные тёти! Семиюродные прадедушки! Все вспомнили, как были
маленькими? То-то же! Вот теперь вспоминайте почаще. Приказ очень важной главности.
П а п а. А я, когда был маленьким, знал одно волшебное заклинание. Если его сказать, то
тут же послышится музыка и пойдёт дождь...
Г р а б и т е л ь н и ц а. Дождь?
П а п а. Дождь из конфет! (Воздушных шариков? Летучих лягушат?)
П и с а т е л ь. Так говорите же скорее ваше заклинание!
П а п а. Понимаете, вот когда я был маленький, оно очень хорошо действовало. Бывало,
скажешь: вишня-башня-мандарин-батмамак-матрас-ичин, и просто тут же - ливень и музыка. А сейчас
совершенно не действует. Вот хоть целый день повторяй: вишня, башня... Ну, мандарин, в крайнем
случае... Может, волшебство кончилось? Можно прямо сколько угодно повторять, и ни с места.
Ц а р ь. Знаете что. Волшебство не кончилось. Просто если взрослый заклинание говорит, то
оно не сразу сбывается. А мы вот сейчас всех перехитрим. Закройте глаза. И притворитесь, что вы
ещё маленький.
П а п а (с закрытыми глазами). Значит, так... Мне лет шесть... Или шесть с
половиной. Сейчас лето. Погода такая хорошая. На улице тепло. Близко река. Скоро мы пойдём
кататься на лодке. Я возьму с собой свою собаку. Очень здорово плыть на лодке и босой ногой
трогать добрую меховую собаку... Мы причалим к берегу в лесу и разведём костёр... День длинный,
светлый, вечер наступит ещё не скоро, но даже когда уложат спать, можно смотреть на светлое небо
и слышать, как в саду поют птицы... А пока ещё утро. На траве лежит мой верный велосипед, на нём
можно кататься по лесу, он подпрыгивает и звенит на коричневой лесной дороге. А я сижу на дереве,
на большой старой ёлке, её ветка такая широкая и удобная, и тёплый шершавый ствол. Я смотрю сквозь
ветки на небо. И говорю:
вишня!
башня!
мандарин!
батмамак!
матрас!
ичин!
Начинается дождь из конфет, мыльных пузырей, бенгальских огней и воздушных шариков. Звучит
музыка, все пускаются в пляс, веселятся, ловят конфеты, шарики и всё, что полетит сверху.
З а н а в е с
Редакция журнала выражает признательность
московскому "Дебют-центру"
за предоставленный материал
[в пампасы]
|