Марина Бондарева
Родники неисточные
Когда тела касается домотканый холст, а от ритмичной песни цветных нашивок-полосочек
глаза покрываются разноцветной дымкой, ощущаешь себя новой и одновременно мудрой и древней.
Русский костюм. Веками отработанная техника кроя, очень практичная и простая. Модули-прямоугольники разных размеров,
которые, соединяясь, создают чудо.
Сегодня разговор пойдёт о южном великорусском понёвном комплексе, состоящем из рубахи с прямыми
поликами1, глухой юбки-понёвы2 с прошвой, занавески-фартука,
повойника3 (иногда сороки4) и головного платка. Говорить я буду не по роду
профессии, а по влечению сердечному и непреодолимому.
Мне повезло: я живу в локальной реликтовой зоне, где до сей поры народный местный костюм числится не музейной реликвией,
но обыденностью. Встречается он в наших сёлах и сегодня (это в веке-то двадцать первом!), являясь в крестьянской среде
обязательной обрядовой одеждой и в радости, и в горести.
Скопинский район Рязанской области. Потрясающая история от времён первых засечных черт Ивана Грозного для обережения
южных границ. Церковь-памятка Дмитрию Донскому и Куликовской битве. Посох монаха-богатыря Пересвета, посланного как знак
благословения Сергием Радонежским.
Старое село Вослебово, где, как говорят, после трудов великих воинских остался жить монах-воин Ослябя. Родник Прощёны в
пересохшем русле реки Вёрды, атаманы-разбойники Касог и Булат, которых на многие века пережила легенда о вечной девичьей
любви.
Смешение во времени многих культурных слоёв. Служилые воины-однодворцы из разных уголков земли русской. Пришлые завоеватели,
смешавшиеся с местным населением. Явные признаки татаро-монгольского нашествия в лицах. Такой любимый у нас красный,
красивый, как раньше говаривали, цвет. Цвет яростного солнышка, поспевшей земляники, крепкой ягоды шиповника и радости
весенней.
Одежда значила в былые времена много больше, чем теперь. Это было и таинство, когда лён с наговором сеяли, собирали,
теребили да нить при лучине скручивали. Когда вышивку-оберег, ещё с прабабкиной рубахи переснятую, по всем входам-выходам
укладывали. Там то конь летящий, то символ земли-матушки, то женская сила красным крестиком по белому полю вышита.
А какие украшения бисерные поверх годовой, самой нарядной, одежды, вокруг плеч да шеи укладывали! Разметки чёрно-белые,
как зёрна пшеничные, с землёй перемешанные. Буски, где красное всеми переливами играет, - девять ниточек на двух алых
атласных полосках. Ожерелок от плеча к плечу поверх этого клали. В нём всякого цвета намешано, а издали глянешь - рисунок
ромбами выступает, памятка о земле-кормилице.
Самобытный костюм.
В каждом селе со своей особинкой. Без единого слова сразу всё узнать о хозяйке можно.
Вот и я, однажды примерив льняную рубаху столетней давности, не смогла уже забыть, что женщина - создание
космическое.
Вся моя память давняя, всё прошлое, от бабок и прабабок доставшееся, в полный рост во мне встало. И который год не могу
оторваться от этого родника чистого. В деревнях в сундуки заглядываю. Каждый шов работы ручной потрогаю-поглажу. Сколько
маленьких хитростей узнала. Сколько ответов на вопросы ищу, когда за работу берусь, чтоб ещё один костюм к жизни вернуть.
Ну а первый свой, из белёного льна домашнего, с бахромой да кружевом коклюшечным, надеваю, когда сердцу женскую силу
вспомнить захочется. Когда телу обережная сила работы ручной, с думками-мыслями перемешанной, вдруг понадобится. Надеваю,
пью силу из времён давних, родников ещё не забытых и радуюсь бесконечно.
Потому и с вами этой радостью поделиться хочу.
Ведь чем больше другим света отдаёшь, тем больше взамен даётся.
Пейте и вы из родника народного, стародавнего. Да и к одежде своей сегодняшней внимательней будьте. Умело выбранная,
с радостью надетая, и она силу оберега обрести может.
Ну а я опять по деревням -
в сундуки заглядывать,
незнакомый шов поучить-потрогать
да ещё одну быль стародавнюю выслушать.
Куклы Марины Бондаревой
Подружка
Большуха5
Девушка пляшет
Матушка
Старый и старая
Девочка-нянька
Смотрины
Подруженька
Невеста
"А он мне нравится!"
1 Полик - деталь кроя, соединяющая полочку и спинку по линии плеча.
2 Понёва (панёва, понява, понька) - старинная женская крестьянская одежда, род юбки из трёх
и более частично сшитых полотнищ. Носили понёвы преимущественно замужние женщины.
3 Повойник (от повивать) - старинный русский головной убор замужних женщин, главным образом
крестьянок; чаще всего платок, полотенце, повязанные поверх другого головного убора.
4 Сорока - старинный русский головной убор замужних женщин (или его часть), род кички. Был широко
распространён в центральной России и считался самым богатым из женских головных уборов.
5 Большуха - старшая в доме, хозяйка.
[в пампасы]
|