Александр Блинов
Сказки Италии
Ослы
Ночью в Италии, если задрать голову, увидишь - бог знает что.
И ещё звёзды.
Это знают даже астрономы.
Знают и соседские ослы: Чико и Фемина. Что означает "мальчик" и "девочка". У ослов. Они только что вылакали до дна большую
лужу под старой оливой. Лужу после дождя, нагнанного из Африки щекастым сирокко, полную тех самых звёзд и - бог знает чего.
И теперь стоят счастливые - отфыркиваются и чихают.
Знает и старый синьор Чезарио, что сейчас бежит к ним, размахивая руками, и орёт как оглашенный: "Чёртовы вы ослы! Вот
нахватаетесь из лужи бог знает чего, а ветеринар больших денег стоит…" Он задирает голову и, потрясая молитвенно сложенными
руками, выискивает что-то в звёздном месиве: "О мio Dio! Хоть ты надоумь этих ослов…" - и вздыхает, и трёт глаза: то ли от
попавшей туда соринки, то ли от невыносимого сияния всех этих звёзд.
Звёзды
Звёзды в Италии похожи на настоящие.
Это сбивает с толку.
На самом деле они серебряные и пришпилены к тёмно-лиловому пологу неба (как на задниках всех романтических итальянских опер).
И ещё - звёзды протирают. Мягкой бархоткой. Той, что лежит в футляре для очков старой синьоры Изабеллы. А иначе с чего бы
звёзды так блестели?
Впрочем, как и коварную луну. Её, каждый день разную, достают из большой длинной коробки, где вся она, от тонюсенького серпа
до круглощёкого серебряного таза, лежит в вате, как ёлочные украшения, припрятанные на пыльных антресолях до следующего
Нового года.
Созвездия в Италии состоят из звёзд, как коровы, пасущиеся на сочном лугу, из клевера, мяты и чертополоха.
Созвездия без дела слоняются до утра по небу. И не секрет, что от них один гвалт, сутолока и беспокойство. Но и польза -
они лижут звёзды своими большими шершавыми языками. А иначе с чего бы звёзды так блестели?
У звёзд в Италии важная роль: от них зависит жизнь людей; по ним ориентируются; и потом - это красиво.
Звёзды иногда скрываются за облаками, но ненадолго.
И ещё: когда идёшь вечером по южному итальянскому городку и заглядываешь в глаза прохожих, то видишь в их глубине те же
звёзды. Словно туда опрокинулось небо. И кажется, будто тела, толкаясь, смеясь и размахивая руками, плывут по городу (среди
витрин, кустов цветущего дрока и припаркованных машин), как баркасы по небу, сквозь эти мерцающие Девы и равнодушные Весы…
И хочется подойти и погладить прохожих по затылку. Как меня родители в детстве. Просто так. Но заодно убедиться: те ли это
звёзды, что и на небе, или другие; и как они там у них пришпилены…
Устав от этих размышлений, я подошёл к своей машине, мокрой от только что пролетевшей грозы, принесённой с пулийских холмов,
и увидел - она вся усыпана звёздами: и капот, и крылья, и стёкла.
Я распахнул дверцу и вошёл в это уютное звёздное нутро. Вставил старенький диск Челентано, откинулся в кресле и закрыл глаза:
о господи! хорошо-то как! как на небе!
Ангелы не кусаются
В Италии очень много ангелов. Несметно.
Они везде: внутри и на фронтонах храмов, на памятниках, на улицах, в домах, в часовенках у дорог.
И ещё те, что стоят у нас за спиной, с рождения и до смерти, и оберегают нас; и ещё множество других…
И ещё два на большом розовом школьном рюкзаке Эмилии: сиреневый и лазоревый.
Ангелов в Италии больше, чем людей. Это точно.
Ангелы в Италии, как и люди, бывают весёлые, грустные, печальные и раздражительные.
Цвета они имеют от нежно-лазоревого до бледно-лососёвого.
Но встречаются и абсолютно чёрные, алые, белые и даже зелёные ангелы. И голубые. Но редко.
Ангелы устроены, как и люди. Но ещё умеют летать и живут вечно. И надо помнить: ангелы бывают светлые и тёмные. Как и люди.
А устроено всё просто.
Ты плывёшь себе в бесконечном Мировом океане, закинув руки за голову, и бултыхаешь ногами, погружённый, как корабль,
по ватерлинию.
Сверху, как лепестки цветущего миндаля, над тобой порхают светлые ангелы.
Снизу, как холодные скользкие рыбины, - тёмные.
И всем до тебя есть дело.
Поэтому одни люди бегают по поверхности воды как водомерки, едва касаясь её пятками.
Другие как поплавок: вверх - вниз.
Третьи: вон порхают среди ангелов мотыльком.
Четвёртых долбят мордами в тёмной бездне скользкие холодные демоны, как куры клювами просо.
Так всё это устроено.
В Италии.
Как и везде.
Если все ангелы Италии разом взлетят, всё пространство от Земли до ближайшей звезды, Сириус, будет словно в белых
благоухающих лепестках цветущего миндаля.
Если все ангелы Италии разом раскинут свои белоснежные крылья, покажется, что там наступила зима и всё вокруг утопает в
пушистых сугробах. Совсем как в России.
Я снимаю мокасины, скидываю рюкзак и подхожу к эвкалипту. Высоченный, его нежная, гладкая, пятнистая кожа пропитана солнцем.
Тёплая. Я обхватываю его и лезу в небо (только не надо смотреть вниз).
Когда заканчивается последняя ветка, я отпускаю руки.
Я лечу вниз (как в детстве зимой, вперёд спиной с тёткиного сарая, в снег).
Я воплю от ужаса и счастья.
Я верю, что упаду в большой мягкий сугроб.
И он оказывается неожиданно тёплым, как утиный пух.
Я смеюсь и зарываюсь в него лицом, как в перья.
Как в детстве, в моей далёкой южной станице, когда удавалось поймать толстого селезня или крякву, пролезших сквозь дырку
в соседском заборе.
Bambini
Дети в Италии не просто дети, а вambini. При рождении они подобны ангелам. Это путти (амуры) в чудных перетяжках, с курчавыми,
ниспадающими на плечи волосами и озорными маслинами глаз. Те самые, что изображены на бесчисленных итальянских полотнах и
фресках. Точь-в-точь.
Ими Господь одаривает счастливых матерей Италии, и те любят и тискают их без меры, и целуют их розовые пяточки, и кончики
туфель Мадонны из папье-маше в местном костёле, благодаря за это счастье.
Действительно, они так хороши, что кажутся ненастоящими, хотя очень громко кричат и отчаянно, как и их родители,
артикулируют. Глупо думать, что бамбини растут сами по себе, как артишоки или сельдерей на грядке. Всё в руках Господа.
Поэтому сзади у них есть пуговки, которые (с Божьей помощью) расстёгивают время от времени, и, как из кокона, появляются
новенькие бамбини.
Если мальчик, то в тёмно-синей тройке с нежно-голубой полоской, белой сорочке, тонком чёрном шёлковом галстуке и маленьких
лакированных штиблетах - но всё на размер больше.
Если девочка, то как волшебная бабочка, очень напоминающая Мадонну из папье-маше в местном соборе.
Подобное я видел в террариуме и даже выпросил кожу, сброшенную большой гадюкой, у смотрителя. Кажется, она хранится в шкафу
вместе с другой ерундой.
Обычно это происходит так: падре на время уводит бамбино и через миг появляется с уже подросшим мальчиком или девочкой
(смотря кого сдавали…) перед счастливыми родителями. Так это происходит.
Только не надо думать, что в задних комнатах собора стоит толпа вешалок из Ikea, где на распялках висит весь этот сэконд-хэнд.
Ничего подобного я не видел.
Бамбини даются родителям на счастье и в утешение, и потому их не ругают, а так, слегка журят.
Стоит счастливой матери вывести своего чудного бамбино на улицу или ратушную площадь, как вокруг собирается толпа: бамбини
постарше, их родители, родители родителей, все родственники всех, три-четыре ангела, два-три карабинера, лоточник, зеленщик,
бармен из кафе напротив; мэр, два помощника мэра в тех самых костюмах в еле заметную полоску; небезызвестная всем синьора
Эсмеральда в красных подвязках, о которых знают все; кошки, собаки и бог знает кто.
Все они тискают и целуют бамбино и говорят: "Belli вambinо, Bellissimi вambinо", и потрясают сложенными ладонями, глядя в
ультрамариновое небо.
А с ними и кошки и собаки. Ведь в Италии животные разговаривают, как и люди. Единственно, немного шепелявят и не выговаривают
букву "L" (по латыни). Но все их понимают.
А с ними и фарфоровый падре Пио с площади пулийского городка Чистернино. Он так делает круглые сутки. У него коричневые
перчатки без пальцев, как у велогонщика. Они защищают его стигматы на ладонях от непогоды. Как и у всех других бесчисленных
падре Пио прекрасной Италии.
Даже если бамбино оказывается толстым, ленивым или зловредным, это ничего не меняет. Любовь Господа безмерна.
Господи! Помоги мне когда-нибудь родиться бамбино!
Я вытаскиваю из потёртого семейного фотоальбома в сиреневом велюровом переплёте чёрно-белую фотографию с перфорированными
краями и кладу её на старую бамбуковую этажерку. На фото мальчик на сером пони. На мальчике шапочка с дурацкими ушками, серое
пальто в крапинку, бязевые колготки, короткие штанишки на помочах и неудобные чёрные ботинки фабрики "Скороход". Лицо у него
весёлое.
Это я, Господи, чтобы ты не забыл.
Бичиклетта
В Италии ангелы по ночам катаются на велосипедах.
Тех, что люди оставляют на ночь на улицах, площадях и в переулках.
Они колесят, смеясь и напевая, кружа по гулким, пустынным итальянским городкам, впрочем, не досаждая этим их жителям.
Видимо, оттого в Италии велосипеды имеют столь изящную форму: их тонкий металлический каркас ажурен, а узкие шины колёс при
соприкосновении с мостовыми издают приятный шелестящий звук, как если вдавить левую ножную педаль органа и одновременно
"фа" в нижнем ряду.
А на стыках старых известняковых плит этот звук переходит в звон: такой же, как когда холодными вечерами ветер раскачивает
ветви старых каменных дубов в тёмных аллеях парка калабрийской Vibо Valentia и замёрзшие, скукоженные плоды стучат изнутри
о кожуру, словно бесчисленные серебряные колокольчики.
И люди не удивляются, найдя свой старенький красный Gollalti или белый Chiso не у оливы или ограды парка, а у скамейки перед
баром или у фонарного столба. Но недалеко. Ангелы хотя и растяпы, но не настолько!
Зато велосипед, на котором ночью поездил ангел, знают все, приносит его владельцу удачу.
А что до замочков, которые навешивают владельцы на свои "бичиклетты", то это от воришек и к ангелам они не имеют ровным
счётом никакого отношения.
И не тайна, что велосипеды в Италии делаются не только для людей и проживают они свою жизнь, как и люди, и, как и люди,
попадают потом на небо, а не валяются ненужным ржавым хламом где-нибудь в сарае. По крайней мере, их души. Это все знают.
И там они ездят, весело позванивая старыми звоночками и шурша стёртыми шинами, не касаясь душистой райской травы.
Естественно, они попадают в рай. А куда ещё?
И рядом с какой-нибудь белой изящной Джульеттой позванивает синий или красный шустрый Ромео. А то и два… И даже случаются
стычки; всё как у людей.
И тогда эту строптивую парочку снова отправляют на землю и там у них рождается целая куча-мала других "бичиклеттиков": синих,
лазоревых, розовых и даже в полоску, в крапинку, с глазастыми фарами, с нежными розовыми колёсиками и ещё не окрепшими
молочными спицами.
Но это дело обычное и мало кого можно этим удивить.
Бог и итальянцы
У итальянцев с Богом всё просто.
Бог любит итальянцев.
Итальянцы любят Бога.
И всё!
И ещё, как только прелестная Кармела поднимает в ультрамариновое небо свои лукавые оливковые глаза и молитвенно сложенные
ладошки, Господь даёт ей сразу всё:
и курчавого Франческо в мужья;
и двух прелестных детей: мальчика - Джузеппе, и девочку - Марию;
и двух ослов: Чико и Фемину;
и лохматого пса Джулио, и дом, и сад, и кота Фердинанда.
И ещё, загодя: мужа Антонио, для её будущей дочери; жену Луизу, для её будущего сына.
И внуков даёт: Анджело, Франческа, Микеле…
И ещё - бог знает что.
А как иначе?
Ведь если она начнёт просить, заламывая руки и причитая, то придётся отдать и собственные сандалии из мягкой позолоченной
буйволовой кожи (которые не жмут и которые Он так любит…). А у Него и так от этих итальянцев голова идёт кругом.
…И Он осторожно отодвигает линию прибоя своего Тирренского моря у калабрийского городка Йопполо, на метр и ещё чуть-чуть…
Этот маленький Джузеппе такой настырный. Вечно лезет бог знает куда.
…И Бог слегка придерживает солнце над линией горизонта за портом апулийского городка Mонополи: ему интересно, чем закончится
разговор между этими старухами - Филуменой и Клавдией, у старой оливы. И, дослушав, хихикает, мотает головой и, выпустив из
рук бордовый диск солнца, долго дует на пальцы.
Возможно, поэтому закаты в Италии так быстротечны.
И кажется, солнце ещё высоко, но внезапно оно шмякается в лиловое море, словно кто тянет его снизу за верёвку. Подскакивает
мячиком за молом порта и снова падает, и медленно начинает оплывать в алый горизонт, как медуза, выброшенная на камни.
Те, что не дают спать по ночам
В Италии созвездия состоят из звёзд, как падре Пио - из добродетелей. Это факт.
И ещё созвездия - не стадо скучных светлячков, которые в моём детстве обводил указкой нудный лектор московского планетария: "Вот,
дети, Скорпион, а вот Стрелец…". Хотя ни я, ни мой приятель Пехтерь, сколько ни пялились, большой разницы не видели…
В Италии - всё не так.
Там созвездия (от сверкающего Единорога до мудрой Саламандры) прогуливаются, плывут по небу (оттуда их и срисовывают в
астрономические атласы) и таращатся на тебя, вращая зрачками: и рычат, и мычат, и галдят, и причитают - всё разом. Если
прислушаться.
И если приглядеться, небо напоминает большой бассейн, куда попрыгали: Толстый Кит с Фонтаном; Жёлтый Жираф с Фиолетовыми
Пятнами; Давно Невинная Дева; Тот Самый Центавр; Просто Пёс прыгнул; и Плешивая Гиена; и даже Кот, который вообще плавать не
умеет; и ещё Рыба Летучая; и Гады Морские Всякие, и ещё бог знает кто попрыгал. И теперь нелепо брыкаются ногами, барахтаясь
над головой…
А ты лежишь себе на дне, таращишься, прижимаясь спиной к прохладным керамическим плиткам, и тихо пускаешь вверх смешные
бульки. Даже всплывать не хочется - до того хорошо…
- Buona sera (Добрый вечер)! Любезный, не подскажете, который час? - Жёлтый Жираф с Фиолетовыми Пятнами наклоняет голову и
тычет влажным тёплым носом в ухо. Мне щекотно.
- Scusi, signore (Извините, синьор). - Я выворачиваю карманы. Тру мокрое ухо. Кажется, забыл сотовый в машине… Жираф опёрся
подбородком о жёлтую луну. Он смеётся…
Но это если хорошенько приглядеться и прислушаться… Гомон стоит несусветный. Захочешь - не заснёшь! Это созвездия не могут
угомониться, как животные в хлеве.
В итальянских городках жизнь только и начинается с закатом солнца. (Все знают - итальянцы спят в сиесту.) Тогда открываются
двери всех баров, джелатерий, пиццерий, магазинов, театров… И все остальные двери, окна и балконы, обычно наглухо закрытые в
полуденный зной, открываются настежь. Из них высыпают дети, собаки, взрослые и кошки. Лают, кричат, мяукают и размахивают
лапами, руками и хвостами. До утра. Гвалт стоит неимоверный. Как тут уснуть бедным Псам, Китам и Плешивым Гиенам?
Я вскинул красный рюкзак и пошёл вниз, по серпантину, среди чёрных, как вавилонские чудовища, олив. К морю. И Коты, и Девы,
и Киты потянулись следом по небу, смешно перебирая ногами и зевая.
Скользя стоптанными кроссовками на изъеденных злыми зимними прибоями рифах марины, я вышел к морю и замер. Обмирая от хруста,
переваливался с пятки на носок и наблюдал, как медленно вздымается у ног и опадает невидимое в темноте тело моря. Как
обмякают, словно дети на руках, угомонившиеся Гады Морские Всякие. Их вялые ноги смешно свисали с неба, цепляя голову, точно
вывешенное на просушку бельё. У некоторых ноги дёргались во сне, как у моего дратхаара, когда ему снятся утки...
Чудилось: я слышу их тяжкие вздохи и всхлипы; и ещё - их тепло.
Как если схватить большую голову Тельца и прижаться к его жаркому фыркающему носу.
Bella figura
По ратушной площади городка Фазано синьора Розалина ведёт за руку маленького Антонио. Длинные шнурки его розовых кроссовок
волочатся по стёртым плитам. Как у всех подростков Италии. Он спотыкается.
- Антонио, тебе не мешают шнурки? - кричат прохожие.
- Нет, - отрезает Антонио. - Мода.
Итальянцы известные модники. Даже больше, чем можно себе вообразить. В этом году моден фисташковый и канареечный. Я стою на
набережной и наблюдаю, как канареечное солнце садится в фисташковое море. Мода.
- Salve (Привет), - говорю я Антонио и Фабио, идущим навстречу.
- Salve, - говорят они и поправляют стоячие воротнички на своих поло, фисташковом и канареечном. И оглаживают гребешки
набриолиненных волос и маленькие бородки клинышком. А я рассматриваю, как между их узкими брючками и штиблетами на босу ногу
шевелят лапками и таращатся на меня татуированные на загорелых щиколотках: саламандра и тритон. Мода.
Нелепо думать, что Господь сидит над своей Италией в той самой скучной тунике, шитой серебром, и тех самых золотых сандалиях
из буйволовой кожи. Я задираю голову, но могу разглядеть только носок его модного штиблета. И всё. Очень высоко…
Итальянцы рождаются модными.
Девочки появляются на свет в элегантном чёрном платье от Гуччи, белье от Версаче, узких лакированных лодочках от Валентино
и с большой сумкой через плечо (в этом сезоне розовая) от Армани; с алыми изящными лейблами.
Мальчики рождаются в тёмно-синей тройке в мелкую голубую полоску, голубой сорочке (в этом сезоне с пуговками на лацканах),
узком красном галстуке-селёдке, чёрных шёлковых носках и лакированных чёрных штиблетах.
Это называется - вella figura.
Это не менее важно, чем воскресная месса в местном соборе.
И это на всю жизнь.
Мода в Италии на пятом месте после Девы Марии, Господа Бога, Папы Римского и Семьи (мафии). Иногда и футбола.
Папа Римский, мафия и футболисты тоже одеваются от Гуччи, Дольче & Габбана или Армани…
О том, кто одевает Деву Марию и Господа Бога, Ватикан умалчивает.
Звери
Звери в Италии имеют голубые глаза, раз Христос - васильковые. Ими он печально разглядывает нас из всех альковов Италии.
И разговаривают звери, как и люди. Но их не слышно, ведь итальянцы говорят громче. А когда замолкают, то обычно замолкают и
звери. Из уважения, и ещё потому, что стоит им начать, как тут же какой-нибудь синьор Калабрези вступит и - всё пропало!
Главные звери Италии это: Глупый Ёж, Хитрая Лиса, Просто Собака и Длинная Змея (длиной до метра). Их изображения я видел во
всех соборах Италии. Ну, почти во всех.
И ещё я видел их раздавленными вдоль дорог, когда ездил по Италии на машине. Особенно глупых ежей.
Конечно, звери в Италии говорят по-итальянски. А как ещё? Но я не видел, к примеру, чтобы синьор Глупый Ёж зашёл в тратторию
и крикнул бармену: "Бонджорно, Давидо, воррей корретто!" Ему, конечно, нальют кофе с ромом. Но это не принято.
Со мной они пытались поговорить, ведь я иностранец. Особенно когда я сидел один в арендном "фиате", выкатившись колёсами на
изъеденные штормами известняковые рифы небольшой марины под курортным городком Монополи. И разглядывал, как вдалеке, океанский
лайнер ползёт по алому от закатного солнца горизонту, точно белая бусина по натянутой струне.
Они подошли все разом: и Глупый Ёж, и Хитрая Лиса, и Просто Собака. И конечно, Длинная Змея. Длиной до метра. И начали
гомонить разом и отчаянно артикулировать, как это принято в Италии.
Я плохо знаю итальянский и только глупо кивал и таращился на бусину-лайнер, не понимая ни слова. "Нон каписко, нон каписко
(Не понимаю, не понимаю)…", - бормотал я, печально пожимая плечами.
Звери разочарованно разбрелись. Потому что поздно и пора на вечернюю мессу, в костёл. Там они сядут позади всех на свою
длинную чёрную скамью из ливанского кедра, ту, что слева от амуров, висящих над мраморной ракой со святой водой, и еле слышно
будут шептать: "Ave, Maria, gratia plenа…", - как все.
И когда падре Франческо вскинет руки и все прихожане как один встанут коленом на красную бархатную скамеечку и красиво и
печально cклонятся лбом на сложенные молитвенно руки, то и Глупый Ёж, и Хитрая Лиса, и Просто Собака, и Длинная Змея просто
опустят головы на грудь.
И ножки их будут смешно свисать, не касаясь гранитного пола. А у змеи - хвостик.
Рисунки автора
[в пампасы]
|