Лола Звонарёва. ХУДОЖНИК ВАДИМ ИВАНЮК
РЕДКИЙ ЗВЕРЬ

 

Лола Звонарёва
Художник Вадим Иванюк

 

Нежные и ироничные, изысканные и лукаво-озорные рисунки Вадима Иванюка запомнились с первой встречи на одном из вернисажей молодых иллюстраторов в Доме детской книги лет двадцать назад. С тех пор крупнейшими московскими издательствами: "Детская литература", "Книга", "Художественная литература" и другими выпущены десятки книг, на титульных листах которых значится: "Художник Вадим Иванюк". Его работы волнуют какой-то особой мягкостью, деликатностью, изяществом и в то же время вполне ощутимой авторской позицией.
      Вадим Васильевич Иванюк родился в Керчи. Отслужив в армии, поступил в Московский полиграфический институт. Ещё во время учёбы на художественно-графическом факультете молодой художник начал сотрудничать с московскими издательствами. Всё чаще его работы можно было встретить на московских книжных ярмарках и выставках. Не менее активно выставлялся Иванюк и за рубежом. Более пятидесяти книг проиллюстрировал художник за прошедшие четверть века. В его творческой биографии немало раритетных ныне книг: "Денис Давыдов. Избранное", "Русская слава", "Сочинения Михаила Дмитриевича Чулкова", "Г.-Х. Андерсен. Сказки" и многие другие. Вадим Иванюк сотрудничал и с самыми престижными столичными детскими журналами. Судя по внушительному списку рисунков к детским книгам, любимыми жанрами художника всегда оставались европейская литературная сказка и весёлые игровые стихи. Иллюстрации Вадима Иванюка к сказкам братьев Гримм, Шарля Перро, Г.-Х. Андерсена, Баума, к сказочным историям и весёлым стихам Даниила Хармса, Самуила Маршака или современных отечественных писателей, тяготеющих к европейской традиции, - Григория Кружкова, Виктора Лунина, Марины Бородицкой - выполнены лёгким пером, деликатно подкрашены акварелью, насыщены мельчайшими деталями. Рассматривая рисунки Вадима Иванюка, вспоминаешь высказывание Владимира Конашевича: "...В моих рисунках форма упрощена почти до предела, цвет доведён до трёх-четырёх чистых красок, потому всё ясно и чётко".
      Нередко, чтобы показать предмет полностью, Иванюк прихотливо разворачивает изображение: тогда глаз может охватить все его необходимые признаки. Будто для удовлетворения законного детского любопытства художник может поступиться единством времени и пространства, соединяя на одном рисунке последовательно происходящие события и действия. Но не забывает и о том, что категории времени и пространства - для ребёнка понятия относительные и вполне подвластные его воле. Так, в одной иллюстрации к сказке Андерсена "Огниво" у Иванюка легко уживаются и принцесса, безмятежно спящая под балдахином, и удалой солдат с трубкой, выбирающийся из дупла, и гигантские мрачные псы, сторожащие сундук с сокровищами, и всё тот же погрустневший солдат, уже без треуголки, выглядывающий из подземной темницы с надеждой на спасенье.
      Сказочную реальность романтик Вадим Иванюк явно предпочитает повседневности. В его иллюстрациях немало птиц и животных, их изображения слегка шаржированы, силуэты намечены ироничным росчерком пера. И, наверное, не случайно среди солидного списка проиллюстрированных художником книг нередко встречаются произведения с животными в главных ролях. Это "Летающий поросёнок" московского сказочника, поэта и переводчика Виктора Лунина, "Старуха и пудель" Самуила Маршака, "Диковинные животные" Тамары Крюковой, "Маленький енот" Бориса Заходера, "Тайна рыжего кота" Сергея Таска... И хотя сказочный заяц в рисунках Иванюка может быть в кафтанчике и с зонтиком, гусеница - во фраке и с цилиндром, а улитка - в чепчике с бантиком, мы понимаем, что художник хорошо знает и глубоко чувствует мир животных.
      Оказалось, что с собаками, домашними кошками и котами художника связывают давние и трогательные отношения. Вспоминая каждого из них спустя годы, он описывает не только внешний вид, но и характер животного. Судите сами: "За последние годы у нас дома обитали три кота и одна кошка, все они - персы. Моего первого кота звали Бонифаций. Мы восхищались его голубым окрасом и зелёными глазами. В нашем доме он возник в возрасте двух месяцев и рано стал проявлять характер - независимый (а порой и агрессивный) и игривый. Совсем другим - спокойным, уверенным, добрым - был характер у нашей первой кошки, с дымчато-чёрным окрасом и изумрудными глазами. Её звали Жанна. Мы приобрели её в жёны Богдану, коту красного окраса. У него были красивые всепонимающие глаза и очень необычный для перса нос - с горбинкой. Во взрослом состоянии Богдан был весьма упитанным и весил шесть килограммов. Добрый, умный, игривый, ласковый котище, если не получал желаемого (колбасу, мясо или курицу), мгновенно преображался и проявлял своё недовольство всеми доступными ему способами. Третьим нашим котом был Альф, появившийся в доме в двухмесячном возрасте. Альф мог бы гордиться своим отцом - громаднейшим персом, медалистом. В помёте было всего два белых котёнка, один из них достался нам. Глаза у Альфика были разного цвета: левый красно-рыжий, а правый сине-зелёный. У нас дома вскоре все полюбили Альфа - нежного, ласкового, умного, энергичного".
      ...Наверное, только человек, у которого сложились тёплые взаимоотношения с кошачьим племенем, способен так блистательно иллюстрировать издания для детей и взрослых.

 



Охотник
(к книге Уолтера де ла Мэра)

 



Три фигуры
(к книге Уолтера де ла Мэра)

 



Кошачья тема

 



М. Е. Салтыков-Щедрин. "История города Глупова"

 



История автомобиля

 



Американская сценка

 



Славянская мифология

 

[в пампасы]

 

Электронные пампасы © 2009

Яндекс.Метрика